Миссионеры в Якутии (ч.2)
Продолжение миссии в шахтерском поселке
Третий день миссионерского заплыва начался с Божественной литургии, которую отслужил владыка Зосима. Для поселка Сангар служба в местном храме - всегда событие, ведь из-за сложностей с транспортом и сурового климата священник бывает в Сангаре от силы пять раз за год. Храм был полон, и среди прихожан приятно было видеть знакомые лица: среди пришедших на Литургию оказалось много людей, посетивших миссионерский концерт.
Поселковая администрация располагается не слишком далеко от храма, но тем, кто едет туда на машине, требуется немало мужества и сосредоточенности, чтобы удержаться на сидении и случайно не оказаться на коленях у впереди сидящего товарища. С честью справившись с этой задачей, миссионеры прибыли в скромное здание администрации, которое, не слишком выделяясь на фоне остальных строений, содержало, по словам одного писателя, внутри больше, чем снаружи. Освящение, скромное чаепитие, - и снова в путь. Следующий пункт - администрация улуса, до которой предпочли добраться пешком. И снова - водосвятный молебен, пение тропаря Кресту, легкое удивление сотрудников, на которых из распахнутой двери проливались потоки воды, - и конечно общая фотография.
У каждого миссионера - свои маленькие слабости: кто-то неравнодушен к большим чашам для водосвятия; главный регент втайне сожалеет, что не родилась в первые века христианства: тогда она могла бы стать диакониссой и не расставаться с кадилом, к которому питает давнюю слабость. И пока слегка утомленные миссионеры двигались к знакомому уже зданию клуба, маленькие мечты каждого потихоньку начали исполняться, и все желающие получили возможность утолить жажду из большой чаши, а регент - пройти по поселку и даже сфотографироваться с кадилом.
Рыболовство и собирательство по-якутски
До отправления оставалось немного, и в обеденных речах всё чаще звучали прощальные нотки. Последняя прогулка по поселку, и мы продолжаем наше плавание вниз по Лене.
Вечером корабль причалил к небольшому острову с длинным песчаным пляжем и небольшой рощей в глубине. Как оказалось, это неприметное место любят рыбаки, и позже каждый миссионер мог на собственном опыте убедиться, как много в Лене рыбы. Героем дня стал наш регент Сергей Юрьевич: на его удочку клюнула огромная, весившая двадцать пять килограмм нельма - рыба, которая высоко ценится местными жителями.
Миссионеров настолько вдохновило огромное количество пойманной рыбы и размеры некоторых экземпляров, что на следующий день рыбалку решили продолжить. Но вода была мутной, волны - сильными, и ловля на этот раз не удалась. Ну что ж, это и к лучшему, ведь мы еще не успели съесть то, что было поймано вчера. Зато девушки отправились на берег покорять бурелом в поисках ягод и набрали-таки кастрюлю красной смородины.
Пока рыболовы тщетно пытались хоть что-нибудь поймать, владыка Зосима, отец Максим и некоторые миссионеры пили чай со свежей смородиной. «Каждая ягодка в Якутии даётся непосильным трудом», - сказал владыка, и это действительно так, ведь от местных комаров и мошек не спасают никакие аэрозоли и крема. Девушки экипировались так, что открытыми остались только глаза и руки, посыпали одежду ванилином (оказывается, он отпугивает мошек). Но стоило только замереть, наклонившись над очередной ягодкой, как оголодавшие насекомые начинали очередную атаку, прокусывая даже джинсы и куртки. Да и пройти сквозь бурелом не покалечившись - не самое простое дело.
За чаем владыка и отец Максим рассказали целую серию смешных случаев, магистральной темой которых стала загробная жизнь. *) Столько забавных историй от духовенства о духовенстве редко услышишь...
А завершился день массовым общественно полезным трудом: все миссионеры чистили припасенную еще со вчерашнего дня рыбу, и для большинства это был первый опыт. К счастью для нежной душевной организации некоторых девушек происходило это поздно вечером на палубе корабля, то есть при минимальном освещении, так что строение рыб они изучали осязательно, но не зрительно. Признаться честно, во время чистки миссионеры оценили промыслительность сегодняшней неудачной рыбалки...
Посвящение в полярники
Многим из нас знакомо приятное чувство тяжести в желудке и прозрачная дымка, обволакивающая сознание после хорошего обеда. Но в тот день послеобеденная истома была прервана неожиданным сообщением отца Максима: по давней традиции при пересечении полярного круга моряки посвящают своих пассажиров в полярники, - и описание этого действа многих заставило поёжиться. Чтобы получить право называть себя полярником, каждый должен пройти испытание водой - в буквальном смысле. К счастью мы избежали более радикального ритуала, когда будущим полярникам предлагалось поцеловать раскачивающуюся перед носом кувалду, обмазанную тосолом. Во время небольшого перерыва после обеда любой желающий мог наблюдать, как матросы готовят угрожающих размеров пожарный шланг, и как миссионеры медленно подтягиваются на нос корабля, надев для пущей важности концертные костюмы, которые в огне не горят и в воде не тонут... И вот - все стоят в две шеренги, над ними возвышается владыка с брандспойтом наперевес. Еще мгновение - и тугая струя воды ударяет в первую шеренгу. Ряды мгновенно смешались, и окрестности огласил дружный вопль миссионеров, которых сначала владыка, а затем отец Максим методично обливали из пожарного шланга. Но пастырь добрый не оставляет своих овец, и вот начальство покинуло свой пост и получило свою порцию холодной воды, а место у брандспойта занял отец Виктор. Его действия были особенно уверенными, видимо потому, что батюшка уже неоднократно проходил процедуру посвящения и хорошо знает все тонкости ремесла.
Под звуки песни «Увезу тебя я в тундру» миссионеры, изображая оленей, разошлись по каютам, чтобы сменить одежду и торжественно отметить своё посвящение горячим чаем.
Корабельная служба
День закончился всенощной под праздник великомученика и
целителя Пантелеимона. Проходила она прямо на корабле, в помещении, обычно
используемом в качестве столовой, где слова богослужебных текстов заиграли
новыми красками. За окном и вправду на горах становились воды, а фраза из
многолетия «настоятеля, братию и прихожан святого храма сего» приобретала в
головах миссионеров причудливые вариации: храм сменялся то столовой, а то и
вовсе ладьей. Подсвечником на службе стал кусочек хлеба, сосудом для елея -
рюмка, а кисточкой для помазывания - ватная палочка.
*)
Два клирика (православный и католический) и один псевдо-клирик (баптист) окончили свой земной путь. Православный с трудом проходит от одного мытарства до другого, готовится к частному суду, вспоминает свои грехи: «Господи, прости, заслужил я такую участь: к службе невнимательно готовился, о духовных чадах не радел, бывало и выпивал лишнего...». Католик, видя, что идет в чистилище вопиет «Господи, я же в Троицу верю, папу римского чту, индульгенциями приобрел, почему же чистилище?». Баптист видит огонь, пекло, сковородки, серой пахнет. Восклицает «Господи, я все равно верю, что это рай! Аллилуйя!»
Один батюшка и его знакомый забулдыга-водитель встретились у ворот в рай. Смотрят в списки определенных в рай, и водитель находит себя практически на первой странице. Ему говорят: «Пройдите вот сюда на верхние этажи». Батюшка себя ищет, листает страницы: одна, вторая... Наконец в дополнительном списке видит свою фамилию. Ему говорят: «Пройдите сюда к двери, потом определим, куда вас». «Как же так? - спрашивает батюшка, - я же всю жизнь перед Престолом Божиим служил, проповеди говорил... А он и пил, и семье с ним тяжело бывало, да и водил-то как, людей мог погубить». «Знаешь, - говорят ему, - когда ты читал проповедь, все спали, а когда он вел автобус, все молились».
Батюшка приходит домой с шишкой на лбу. Его матушка спрашивает: «Кто это тебя так?». «Да диакон». «А каким образом?» «Да не образом, а кадилом».
Встречаются у ворот рая профессор духовной академии Александр Введенский и философ Спенсер. «Вы кто?» - спрашивает Введенский. «Я - Спенсер». «А, Спенсер, знаю-знаю! Слышал, читал! а Вы кто?». «Я - профессор духовной академии Введенский». «Ммм... не знаю». Открываются ворота рая, выходит апостол Петр. «Вы кто?» - спрашивает апостол у Введенского. «Я - Введенский». «А, Введенский, знаю-знаю, проходите, пожалуйста. А Вы кто?» - обращается апостол к Спенсеру. «Я - Спенсер». «Ммм... не знаю».
Один праведник сподобился попасть в рай. Ему показывают, как там все устроено, чтобы он быстрее освоился. Сначала показывают правоверных католиков. «Здесь находятся католики, которые жили праведно, в инквизиции не участвовали, индульгенции себе не покупали». Идут дальше. «Здесь у нас протестанты, которые жили по совести, читали в Евангелии Слово Божие и старались следовать ему в своей жизни». Идут дальше, подходят к закрытой двери. «Только тише, не разговаривайте громко». «А кто здесь?» «Тише, тише. Здесь православные, только они думают, что они тут одни».
Продолжение следует...