Тоска по романтике
«Мужчина и Женщина» входит в копилку лучших мелодрам всех времен и народов. Возможно, что секрет этого фильма в простоте, искренности и доступности для понимания. Сам Лелюш работает в основном в жанре мелодрамы и детектива. Он говорил как-то, что во время съемок «Мужчины и Женщины» и не предополагал, какой успех ожидает фильм. Просто делал своё дело. Но некоторые считают, что режиссер лукавил. Он очень хорошо сумел уловить настроения общества. Интуицией и разумным расчетом Лелюш пользуется всегда, когда создает новый фильм. Правда, самой лучшей из сорока одной его работы до сих пор остается «Мужчина и женщина».
В одном из своих интервью Клод Лелюш заметил, что снимает кино исключительно для женщин. И женщин уважает больше, чем мужчин. Режиссер предпочитает легкие фильмы для удовольствия сложным интеллектуальным нагромождениям. Он считает, что развлекательное разговаривает с человеком через его сердце. Лелюш верит в эмоцию, но не в интеллект. Это в «Мужчине и женщине» подтверждает каждый кадр.
Жюри международных кинофестивалей сразу оценили по достоинству работу режиссера. В 1966 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь», премию «Золотой глобус», «Оскар» за лучший сценарий и лучший иностранный фильм.
О чем же этот фильм? История любви двух людей. Анна Готье и Жан-Луи Дюрок. Интересно, что они уже не молоды, у него есть сын, у неё дочка. Они знакомятся как раз, когда отводят детей в садик, оба как всегда опаздывают. Жан-Луи подвозит Анну до дома, а пока они едут, беседуют обо всем на свете. Диалоги между мужчиной и женщиной полны подчас глубокого смысла:
Он: Вы знаете скульптора Джакометти?
Она: Да...
- Он однажды сказал, что если бы мог спасти из огня всего одну вещь: картину Рембрандта или кошку, он выбрал бы кошку.
- А потом он добавил, что кошку бы отпустил.
- Вы тоже это знаете?
- Да, это замечательно сказано.
- Это значит, что между искусством и жизнью, он выбрал бы жизнь.
Сюжетных поворотов в «Мужчине и женщине» не так много. Если фильм можно сравнить с музыкальным направлением, то это не рок-н-ролл, а скорее, плавная мелодия, которая постепенно меняет свое течение. Здесь все происходит медленно. Герои не бросаются друг другу в объятия при первых проблесках светлого чувства. Они гуляют, беседуют, размышляют. Слишком много порой. Ведь и у Анны и у Жана-Луи в прошлом - горькая тайна. Воспоминания мешают женщине принять нового человека в своей жизни. Она сомневается. Эти моменты раздумий режиссер выделяет особенно. В фильме чередуются цветные и черно-белые кадры. Яркие и особенно дорогие воспоминания героев всегда в цвете, а вот размышления черно-белые. Вот и Анна уезжает в поезде от Жана-Луи домой. Ей не спится в ночном экспрессе, хотя уже давно за полночь. Анна кутается в свой тулупчик, чертит кружочки на запотевшем стекле и думает, правильно ли она сделала. Этот эпизод окрашивают всего два цвета: черный и белый и ещё музыка. Цвет и музыка помогают Лелюшу выстроить фильм. Все мелодии и песни к «Мужчине и женщине» написал Франсис Лей. Стоит ли говорить, что эти композиции вошли в коллекции романтических сборников.
Главные роли в фильме исполнили Анук Эме и Жан-Луи Трентеньян. Она уже к тому времени успела поработать с Федерико Феллини. Но когда сегодня говорят об Эме, сразу вспоминают её роль в «Мужчине и женщине». Трентеньян до съемок у Лелюша уже 10 лет играл на сцене, как в кино, так и в театре, но не был широко известен. И его сегодня до сих пор узнают по роли мужчины в картине 1966 года. Получается, что кинолента прославила их обоих. Актеры играют очень убедительно. Глядя на них, веришь, что всё именно так и случилось. И радость, и страх, и отчаяние, и сомнение - они сумели передать. Под конец даже начинаешь гадать, неужели у такой пары не было продолжения истории вне съемочной площадки? Оказывается, не было. Анук Эме была влюблена в другого актера этого же фильма Пьера Баруха. Он играл роль погибшего мужа Анны, каскадера, который обожал самбу. Отношения между мужем и Анной в фильме показаны тоже не совсем обычно. Когда она описывает его, то зритель видит цветной клип. Анна моет мужу голову, сама при этом в вечернем платье, а он в пижаме. Потом он берет гитару и поет песню про любимую самбу.
Как и всё французское «Мужчина и женщина» тонкий и изысканный фильм. Мастерство оператора, которым был, кстати, сам Лелюш, бесспорно. Это внимательная камера, если речь идет о внутренних эмоциях героев. И напротив, быстро сменяющие друг друга картинки, повествующие о буднях гонщика. Панорамные съемки на берегу Довиля. А иногда всё происходящее напоминает хорошо срежиссированный музыкальный клип.
Некоторые считают, что этот фильм скучен и банален. Возможно, но почему-то эта незатейливая, в сущности, история завоевала столько восторженных откликов и вошла в золотой фонд кинематографа. И ещё, сейчас так не снимают. Полунамеки, полувзгляды, полувздохи, легкость и при этом глубина чувства, поэзия во всем. Нет, сегодня всё по-другому.
Иллюстрации:http://www.newsvm.com/, http://moscowlove.narod.ru