Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 15 декабря
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. в слободе Василево (ныне город Чкаловск) вблизи Нижнего Новгорода в семье рабочего. Семья жила трудно.
Когда В. Чкалову было шесть лет, умерла мать, и его воспитание перешло в руки старших сестер. Но в основном он рос на «улице» непослушным озорником, часто удивлявшим окружающих своими бесшабашными выходками.
В 1912-15 гг. Чкалов учился сначала в сельской школе, а затем в техническом училище в Череповце. Окончив училище, он начал свою трудовую деятельность в качестве молотобойца на судоремонтном заводе, а затем кочегара на пароходе. В 1919 г. он поступил на работу в авиационный парк слесарем по ремонту и сборке самолетов. Здесь зародилась его мечта стать летчиком.
В 1921-24 гг. будучи курсантом школы летчиков, В.Чкалов обратил на себя внимание смелостью, решительностью, страстным желанием овладеть искусством летчика. В 1924 г. сбылась мечта Валерия Чкалова – он получил аттестат зрелости, стал летчиком-истребителем и был направлен в Ленинград. Здесь он внес много нового и важного в технику полета, выполнял ответственейшие поручения. С другой стороны, он часто нарушал инструкции, за что много времени проводил на гауптвахте (место отбывания наказаний). Тем не менее, в 1927 г. Чкалов уже был признан лучшим летчиком-истребителем Ленинграда, и направлен в Москву для участия в показательных полетах на празднике в честь 10-ой годовщины революции. Этот праздник оказался очень важным для Чкалова – о нем узнало руководство страны. Сам он так описывал жене свои впечатления: «Лелик, ты не можешь себе представить, что я сделал здесь своим полетом. Весь аэродром кричал и аплодировал моим фигурам. Мне было разрешено здесь делать любую фигуру и на любой высоте. То, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено особым приказом, в котором говорится: «Выдать денежную награду старшему летчику Чкалову за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа». Это было прочитано в Большом театре на торжественном заседании».
В начале 1928 г. Чкалов получил повышение – в качестве командира звена он был направлен в Брянск. К сожалению, в Брянске взаимоотношения Чкалова с командованием сложились хуже, чем в Ленинграде. Его воспринимали здесь только как недисциплинированного летчика. Чкалов глубоко переживал непонимание его устремлений и задач, которые он перед собой ставил. Об одной из этих задач он писал: «Я должен быть всегда готов к будущим боям и к тому, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, который с уверенностью идет в бой. Я признаю только такого бойца бойцом, который, несмотря на верную смерть, для спасения других людей пожертвует своей жизнью. И если нужно будет Союзу, то я в любой момент могу это сделать…».
В начале 1930 г. Чкалов был зачислен летчиком-испытателем в Научно-испытательный институт. От летчика-испытателя требуется доскональное знание испытуемой машины, мужество, мастерство, хладнокровие, трезвый рассудок при нестандартной ситуации, умение оценивать достоинства и недостатки нового самолета. В.П.Чкалов, обладая всеми этими качествами, с энтузиазмом включился в новую для него работу. Он испытывал новые самолеты и новые авиационные бомбы. Очень скоро он занял ведущее место среди первоклассных летчиков-испытателей.
Летая на новых машинах, Чкалов остро ощущал чаяния и надежды создавшего их огромного коллектива конструкторов и рабочих. Он дорожил новой машиной и, несмотря на часто возникавшие критические ситуации, стремился сохранить ее, подвергая себя смертельной опасности. В этих ситуациях ярко проявлялись мастерство, мужество и ответственность Чкалова.
В июле 1936 г. весь мир напряженно следил за беспрецедентным в истории авиации полетом советского самолета АНТ-25 конструкции А.Н.Туполева, выполнявшимся экипажем в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова. За 56 часов полета в чрезвычайно сложных метеорологических условиях летчики совершили беспосадочный перелет Москва – Земля Франца-Иосифа – Новая Земля – бухта Тикси – Петропавловск на Камчатке – о. Удд (вблизи Николаевска на Амуре).
Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» В. Дюранти писал, в частности: «…Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов. Невозможно преувеличить важность этого фактора не только с точки зрения экономической или чисто индустриальной, но и с точки зрения международных отношений…».
Для того, чтобы оценить все величие подвига Чкалова и его экипажа, надо мысленно вернуться в условия жизни 1936 года, когда мировая авиация еще делала только свои первые шаги. Страна высоко оценила подвиг летчиков – они были удостоены звания Героев Советского Союза.
Не прошло и года, как 18 июня 1937 г. экипаж Чкалова поднялся в воздух на той же машине для выполнения перелета Москва – Северный полюс – Америка. В полете летчики встретились с рядом «сюрпризов» погоды и неожиданных технических трудностей. Однако их мастерство и надежность машины позволили преодолеть эти трудности и приземлиться в Соединенных Штатах. Последняя запись Белякова в бортовом журнале : « 20 июня 1937 г. 16.20. по гринвичскому времени посадка в Ванкувере. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 минут. Израсходовано горючего 7933 литра или 5658 килограммов. Остаток горючего 77 килограммов». Вдумайтесь в эти цифры (в баках осталось около 100 литров горючего) и оцените мастерство и хладнокровие летчиков.
Перелет Чкалова через Северный полюс в Америку вызвал бурю восторгов в нашей стране и во всем мире. Интересно, что в Ванкувере установлен памятник в честь этого перелета. У нас в стране Чкалов пользовался необыкновенной популярностью и любовью. Он много выступал на разного рода собраниях и митингах, писал в газетах, вел большую общественную работу, в 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР и активно работал как депутат.
Несмотря на колоссальную общественную нагрузку, Чкалов продолжал летать. На очереди был новый истребитель. Машина готовилась к летным испытаниям в спешке, так как срывались установленные сроки ее выпуска. Наименее отработанным и проверенным оказался двигатель. В первом испытательном полете он заглох вблизи земли в начале полета, но Чкалов сумел посадить машину. Через три дня – новый полет. Чкалов выполнил программу полета и готовился к приземлению, но в этот момент двигатель заглох. Чкалов маневрировал на бреющем полете, пытаясь спасти машину и избежать человеческих жертв при вынужденной посадке. Но в этот раз он оказался в «ловушке» над застроенной и заселенной территорией. Это случилось 13 декабря 1937 г. Выдающийся летчик ушел из жизни на 35-ом году жизни полный сил и в расцвете своего таланта.
Мысли Чкалова о тактике воздушного боя истребителей нашли свое воплощение в творчестве выдающихся летчиков Великой Отечественной войны, и это было вкладом Чкалова в дело нашей победы. Беспрецедентные перелеты, выполненные Чкаловым, прославили нашу страну, показав всему миру великие творческие возможности русского народа.