Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 22 декабря
Крепость Измаил на реке Дунай считалась неприступной – она имела хорошо выстроенные стены, окружена валом и рвом, на валу располагалось около 200 пушек, гарнизон крепости состоял из 35 тыс. солдат.
Русские войска два месяца безуспешно осаждали Измаил. Наступала зима, начались трудности со снабжением осаждающих, война затягивалась – все это создавало ситуацию, в которой Измаил взять было нельзя, но взять его было нужно. Посылая Суворова к Измаилу, главнокомандующий южной армией, князь Г.А. Потемкин писал ему: «Моя надежда на Бога и на вашу храбрость». Но, по-видимому, он сам не верил в то, что Измаил можно взять, так как предлагал Суворову либо продолжать осаду, либо ее снять.
Прибыв к Измаилу, Суворов решил взять Измаил штурмом и в течение десяти дней готовил войска. Он приказал вырыть ров и насыпать вал, аналогичные тем, какие были под Измаилом, и по ночам тренировал войска в их преодолении. В приказе перед штурмом Суворов обращался к солдатам: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить, или умереть со славою».
Штурм был упорным, жестоким и кровопролитным. Русские солдаты и офицеры, не обращая внимания на шквал огня защитников крепости, преодолели ров и стены и перенесли бой внутрь крепости. Бой шел на каждой улице города, которые были завалены трупами. Наконец, враг был сломлен. Турки потеряли двадцать шесть тысяч убитыми и девять тысяч пленными. Около 400 знамен было забрано в крепости, их и сегодня можно увидеть в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. За время турецких войн не было победы славнее этой. В память штурма Измаила была учреждена медаль, которой были награждены все участники штурма.
Суворов не получил за взятие Измаила никаких специальных наград или повышения в звании, и причина этого в его характере и нежелании подчиняться придворному этикету. Рассказывают, что когда после взятия Измаила он приехал к Потемкину, тот его обнял и спросил: «Чем могу наградить ваши заслуги, граф Александр Васильевич?» – «Ничем, князь, – ответил Суворов с раздражением. – «я не купец и не торговаться сюда приехал; кроме Бога и Государыни никто меня наградить не может». Потемкин очень обиделся и не представил Суворова к наградам.
Интересно, что передовой штурмовой колонной в Измаиле командовал генерал-майор М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона в Отечественной войне 1812 г., который был назначен Суворовым комендантом Измаила еще до его взятия.