Лаврский дневник архиепископа Пимена (Хмелевского) – документ эпохи
Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) возглавлял Саратовскую кафедру с 1965 по 1993 годы. Но до сих пор в епархии сохраняется самая добрая память о нем. Умнейший, образованнейший человек, большой знаток искусства – классической музыки, живописи, литературы, он дружил и общался с совершенно разными людьми. В числе его собеседников и адресатов были Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен, Илья Глазунов, Анастасия Цветаева, Николай Бенуа, Корней Чуковский, многие и многие пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви, Поместных Церквей.
Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим – здесь владыка исполнял послушание начальника Русской Духовной Миссии около двух лет. Об этом – первый том дневников архиепископа Пимена. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской).
В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего патриарха Пимена (Извекова) - владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Именно датой получения указа о назначении открываются его лаврские дневники: «12 ноября. Получил Указ Патриарха о назначении меня наместником. А архимандрита Пимена посвящают в епископа Балтского. Сразу свалилось на меня много дел, мыслей и замыслов…».
«Много дел, мыслей и замыслов», пожалуй, мешали новому наместнику Лавры вести настолько подробный дневник, как в Иерусалиме, - собственно сам корпус записей владыки чрезвычайно скромен по объему: чаще всего это фиксация каких-то внешних событий из жизни Церкви и обители преподобного Сергия, фотографии того периода. Но второй том дневников – это уникальный документ эпохи: здесь содержатся всевозможные материалы о том, как восстанавливалась Лавра после ее «передачи в бессрочное и бесплатное пользование Московской Патриархии» в августе 1956 года, с какими трудностями приходилось сталкиваться архимандриту Пимену и братии монастыря.
С 1920 года, после Ленинского декрета, в стенах древнего монастыря проживали обычные люди – более тысячи человек. Все пригодные для жилья помещения, в том числе и храмы, были превращены в коммунальные квартиры. В 1956 году горожанам пришлось уходить из стен Лавры – специально для них на церковные средства строились кирпичные дома в Загорске. И на плечи архимандрита Пимена легла вся тяжесть организационных моментов, связанных с этим «великим переездом». Ему приходилось каждое свое действие согласовывать с Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником, в ведении которого находилась Лавра. Дело доходило даже до составления документов такого содержания: «покорнейше прошу дать Ваше согласие на следующие мероприятия: Перенести помойный ящик на 2 метра в западную сторону с установкой его по линии асфальтовой отмостки...». Переписка с музеем – одна из страниц дневника владыки.
Помимо всего прочего, при весьма неблагоприятных для Церкви отношениях с Советским государством, которое возглавлял Никита Хрущев, вознамерившийся в обозримом будущем показать по телевизору последнего попа, архимандрит Пимен смог осуществить масштабные ремонтно-восстановительные работы в Лавре. О том, что удалось сделать, красноречиво свидетельствует сравнительный фотоальбом отреставрированных зданий обители (до и после реконструкции), помещенный в книге.
Юго-западный фасад Духовской церкви до и после реставрации
Внутренний вид Восточной стены до и после реставрации
Несмотря на то, что Троице-Сергиева Лавра на самом деле являлась своеобразным заповедником веры и витриной для показа иностранцам конституционно зафиксированной свободы совести в СССР, власти все равно требовали закрыть Троицкий собор, запрещали прописку новых насельников в Лавре, арестовывали паломников. В своем дневнике от 19 марта 1961 года архимандрит Пимен пишет: «Вчера вечером и утром за ранней обедней арестовывали верующих в храме. Были вопли и плач. Иностранцы видели, как ко мне бежали прихожане с воплями». Однажды потребовали немедленно выселить из Лавры иеромонаха Филарета (Вахромеева) – заступничество архимандрита Пимена спасло от выселения будущего митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. В этом смысле любопытное чтение представляет собой переписка с милицией, прокуратурой и городской администрацией, размещенная в разделе «Архивные материалы».
Второй том дневников владыки Пимена (Хмелевского), однако, не только документ противостояния Церкви и атеистического государства. Это еще и свидетельство о духовной жизни архипастыря. Саратовский историк и биограф архиепископа Пимена Валерий Теплов рассказал «Татьянину дню» о том, что в архивах Саратовского епархиального управления и Троице-Сергиевой Лавры им были обнаружены уникальные материалы, которые вошли в новую книгу. Они самым наглядным образом дополняют портрет личности.
- В личном деле архимандрита Пимена из фондов МДАиС были обнаружены неопубликованные тезисы его магистерской диссертации «Новозаветные образы в русском изобразительном искусстве». Они публикуются впервые и позволяют судить о масштабе и глубине замысла этой незавершенной работы, которая должна была отразить краткую историю и характерные черты всего того, что за последнее тысячелетие мастера русской кисти принесли на алтарь Христов. Духовные труды архимандрита Пимена вполне отражает «Перечень лиц, постриженных Наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) в 1958–1964 годах» в количестве 64 человек. Среди этих воинов Христовых 3 марта 1961 года отцом Пименом был пострижен в монашество будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По приглашению архимандрита Пимена служил в Лавре прославленный ныне в лике святых епископ-исповедник Афанасий (Сахаров), с которым они общались вплоть до кончины святителя.
Валерию Теплову удалось установить, что именно архимандрит Пимен в 1959 году совершил отпевание священника Павла Флоренского, расстрелянного в 1937 году. Случилось это по личной просьбе его вдовы Анны Михайловны Флоренской. Первую заупокойную службу по отцу Павлу наместник Лавры служил в Трапезном храме поздно вечером при закрытых дверях и в отсутствии народа - присутствовали лишь родные отца Павла и келейник наместника Лавры.
В книге, выпущенной издательством Саратовской епархии, есть еще множество уникальных материалов. Обо всех них рассказать не получится – нужно просто взять том лаврских дневников архиепископа Пимена в руки и начать читать. Перед взором внимательного читателя встанет и картина эпохи, и портрет владыки.
В будущем ожидается издание третьего тома дневников архиепископа Пимена, которые посвящены времени его пребывания на Саратовской кафедре с 1965 по 1993 год. Без сомнения, эта книга также станет бесценным историческим документом эпохи, но при этом останется и портретом христианина, пастыря, который совершал свое служение в труднейшее для Церкви время.
Фотографии – из второго тома дневников архиепископа Пимена (Хмелевского):
Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 1957-1964. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011. 574 с.
Автор сердечно благодарит за помощь в подготовке материала Валерия Теплова.