Преображение Святой горы: Об уникальной выставке в Государственном историческом музее
- Алексей Михайлович, как родилась идея создания выставки?
- Идея выставки принадлежала двум людям: видному деятелю современного Афона иеромонаху Иустину из монастыря Симонапетра, который на протяжении 30 лет собирал то, что сейчас называется уникальным Святогорским фотоархивом, и Виктору Семенову, бизнесмену, политику, православному благотворителю, с которым иеромонах Иустин встретился в прошлом году на Афоне. Отец Иустин поделился с Виктором Семеновым своей мечтой: организовать выставку Святогорского архива в Москве. Виктор Семенов загорелся этой идеей и по приезде в Москву задался вопросом: кто мог бы взяться за такую выставку, ему назвали мое имя. С этого начался наш проект.
- Но ведь это была не просто выставка фотографий?
- Совершенно верно. Сразу возникла идея сделать выставку пространства Афона, показанную в том числе через образы старинных фотографий. Почти сразу было решено, что самым правильным местом для этой выставки будет Исторический музей на Красной площади. Не потому, что это главный музейный адрес в стране, а потому, что рядом находится часовня Иверской Божьей Матери, где с 1669 года находился список с чудотворной Иверской иконы, оригинал которой находится в монастыре Иверон на Афоне. Образ этот известен как «Портаитисса» («Вратарница»), поскольку находится в особой церквушке у врат монастыря. По преданию, эта икона охраняет весь Афон. Именно поэтому для нее была построена специальная церковь у Воскресенских ворот в Москве - они обозначают вход в священный град Московского Кремля, это сакральное пространство охраняет Божия Матерь так же, как древняя святыня Иверского монастыря охраняет Афон. Примечательно, что вход на выставку находился буквально в 10 метрах от входа в Иверскую часовню. В некотором смысле, священное пространство Афона при помощи Иверской Богоматери когда-то переносилось в пространство средневековой Москвы. Тем самым, выставка не ограничивалась только пространством выставочного зала, выходила в пространство Красной площади через Иверскую часовню.
- Почему в центре выставки находилась инсталляция с землей с Афона? Это нетипичная для религиозного мира форма создания художественного пространства…
- Речь идет о земле, которую русские православные люди на протяжении веков почитали, как святую, о земле, которая согласно преданию, является одним из уделом Богородицы и находится под Ее покровительством. Именно потому пришла идея показать ее в центре экспозиции – как древнюю христианскую реликвию. Здесь мы ничего не придумывали - просто обратились к одной из самых важных и древних христианских традиций, известной, как минимум, с IV века. Паломники, посещавшие Иерусалим, Гроб Господень, приносили в свои страны землю, создавая пространства «Новых Иерусалимов». Одной из первых была святая Елена, мать Константина Великого, которая привезла иерусалимскую землю и поместила ее в крипте римской базилики Санто Кроче ин Джерузалеме, где ей поклонится можно по сей день. В итальянском городе Пиза рядом с городским собором есть уникальное кладбище Кампо Санто (в переводе «святое поле»). Крестоносцы в XIII веке привезли сюда из Палестины на нескольких кораблях землю, выложили ею целое поле, а вокруг него создали галерею с погребениями. Это одно из самых почитаемых и замечательных кладбищ в мире. С Афона паломники также несли землю для того, чтобы воссоздать на своей родине пространство Святой Горы.
- Кто был автором этого художественного решения?
- Идея перенесения земли возникла у меня в рамках моих научных занятий, посвященных византийским иеротопическим проектам (см. иеротопия в Википедии) исследований. Архитектор проекта, один из лучших современных дизайнеров и концептуальных художников Юрий Аввакумов придумал, как показать эту землю. Во-первых, он настоял на том, что земли должно быть много, и был в этом абсолютно прав. Земля стала ощущаться как некая реальная масса, как объем. Также он придумал уникальную инсталляцию, которая своим абрисом повторяет контур Афонского полуострова, - высотная структура ее повторяет высотную структуру Афонской горы. Сделана она в духе современного искусства - из стеклянных кубов, но в этих кубах находится земля с Афона, почти две тонны. Если быть абсолютно точным – 1800 кг. Мы стремились к тому, чтобы художественное и сакральное существовали нераздельно, как в средневековой традиции: паломническая практика перенесения святой земли была пересказана на языке современного искусства.
Инсталляция может быть рассмотрена как произведение концептуального искусства – и не только по технологии и форме, но и как иконический образ с древними духовными смыслами. Мы принципиально не хотели создавать муляжей и стилизаций, которые имитируют традиции, старались избежать внешней имитации. Древняя традиция достойна того, чтобы быть переданной, объясненной нашим современникам на современном языке - это сделает ее живой и понятной. Новейшее искусство, технологичное и разнообразное, но иногда очень поверхностное, заинтересовано в глубоких смыслах, которые оно может найти в древней православной культуре. При этом оно очень чувствительно к подделкам, а, к сожалению, в современном православном искусстве их очень много: за внешнем благочестием пытаются спрятать пустоту. Все это у думающих, чувствующих людей вызывает заслуженный протест.
- Но у Вашего проекта есть не только художественный, но и духовно-религиозный смысл?
- Инсталляция – это настоящая афонская земля, святыня. Как минимум, для половины нашего народа то, что она находилась в центре Москвы, - это возможность физически и духовно прикоснуться к этой святой земле, которая, как вы знаете, недоступна для женщин. Насколько это было важно, я в полной мере понял через несколько дней после открытия выставки. Попросив снять загородки вокруг инсталляции, я увидел радость, восторг, которые испытывали посетительницы выставки, когда им удалось ладонями притронуться к земле Афона. Все вдруг показалось вторичным на фоне этого сильнейшего переживания от возможности общения со святыней.
Не могу удержаться, расскажу одну поразительную историю, которая, как мне кажется, очень хорошо иллюстрирует ожидание и внутреннее благочестие нашего народа, иногда довольно-таки глубоко скрытое. Когда я попросил снять загородку, ко мне подошла девушка-полицейский, очень строгая, и спросила, можно ли меня отвлечь для разговора. Я подумал, что она хочет сделать замечание по поводу все той же загородки. Мы отошли в сторону, и выражение ее лица внезапно изменялось: строгость сменили кротость и робость, она сказала: «Вы знаете, я беременна. Можно мне взять маленький камушек святой земли, когда все уйдут?». Конечно, ничего кроме «да» ответить ей я не смог, при этом понимая, что она каким-то странным образом попросила у меня благословения, которое я давать был ни в праве, ни с какой точки зрения. Но, тем ни менее, эта духовная потребность человека, который приставлен туда по службе, сказала мне о многом. Эта история стала для меня своего рода камертоном всего проекта.
- Однако выставка отнюдь не ограничивалась инсталляцией с землей с Афона?
- В общем замысле эта инсталляция - только часть образа Святой горы. Другой важнейший элемент замысла – конечно, икона Иверской Богоматери, которую в 1648 году монахи афонского Иверского монастыря создали для будущего Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Для того, чтобы создать этот чудотворный образ, монахи разработали особый чин создания списка. Он описан в грамоте, присланной на Русь вместе с иконой. Там рассказано о том, что прежде, чем написать икону, древний первообраз был водой. Этой освященной на реликвии водой омыли кипарисовую доску, на которой должна была быть написана новая икона, на этой же воде размешали краски, а затем лучший художник, иеромонах Ямвлих, после длительного поста написал эту икону. При этом духовную поддержку ему оказывал весь монастырь, поскольку все то время, что иконописец работал, обитель молилась по особому чину о подаянии именно этому списку особый чудотворной силы.
- Большое место на выставке занимали фотографии. Как они были сделаны? Как решились подвижники Афона на то, чтобы предоставить архивные фотографии?
- Фотографии Святогорского архива - это еще один главный образ выставки. Они отражают самые разные стороны жизни Афона с 1848 года, с самого начала истории мировой фотографии, до 1963 года - даты 1000-летия Афона.
Византийский Афон в 1848 году стал столицей фотографии на Балканах. Именно эта новейшая технология искусства не только была принята афонскими монахами, но и стала одним из главных видов творчества на Святой Горе.
В XIX веке возрождается русский Афон, Россия вспоминает о своей духовной родине и начинается новый период. В Афон идут большие пожертвования. Царская семья начинает интересоваться Святой горой. Огромный резонанс имел визит на Афон Великого князя Константина Николаевича, который вскоре после этого был избран первым президентом Русского Географического Общества. (Знаменательно, что именно Русское Географическое Общество взяло выставку в ГИМе под свою опеку). Вскоре после Константина Николаевича на Афоне появляется научная экспедиция Петра Севастьянова, целью которой был собирание исторических свидетельств.Тогда было сделано более 6 тысяч снимков. По завершении работы участники экспедиции не стали забирать фотооборудование, а оставили его в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Русская фотолаборатория была первой на Афоне.
- Есть ли какое-либо отличие фотографий, которые были представлены на этой выставке, от современных им снимков?
- Афонские фотоснимки необычны, поскольку большинство из них сделаны монахами. Во всех изображениях есть качество иконического изображения: не просто фиксация видимой внешней реальности, а попытка через «светописные» образы создать ощущение иной реальности. Подобно иконам эти фотографии выступают как образы-посредники. Это особая часть мирового фотоискусства.
Связь иконы и фотографии очень остро и конкретно ощущалась на Афоне. Существует предание о чудотворной фотографии. В 1903 году случилось одно знаменательное событие: тогда Свято-Пантелеимонов монастырь был, несомненно, самым богатым и многолюдным на всем Афоне. Получая большое количество пожертвований, он мог оказывать помощь всем страждущим. Раз в неделю у ворот монастыря происходила раздача хлебов для нищих и убогих, которых в начале XX века на Афоне было довольно много. Хлеб получало около 600-800 человек. Это очень не нравилось греческому руководству Афонских монастырей, они видели в этом помощь бездельникам. По решению высшего афонского руководства эту практику решено было прекратить. И вот – последняя раздача хлебов. Один из афонских монахов по имени Гавриил пожелал запечатлеть ее на снимке. После проявления пластины он был поражен: на одной из фотографий появился образ женщины, который быть там никак не мог. Тогда все поняли, что это было видение Богородицы, Которая вместе с нищими пришла получать хлеб, и благословила этот жест милосердия. Поскольку никто реально увидеть Богородицу не смог, а на снимке Она появилась, фотографию стали считать чудотворным образом. Сейчас она хранится в Свято-Пантелеимоновом монастыре, с нее написана чудотворная икона. Икона и фотографии существуют в пространстве Афона как неразделимое целое.
- Какую роль играет на выставке цветы и растения, показанные рядом с фотографиями?
- Известно, что в конце XIX века русские паломники везли на родину иконы, фотографии и гербарии цветов и растений c Афона. Еще одна часть нашей экспозиции - коллекция растений Афона. Некоторые из них - уникальные образцы, потому что растут только там
- Что еще входит в замысел экспозиции?
- Важную роль играл потолок, сделанный в виде звездного неба. При этом «звезды» расположены так, как это бывает на Афоне 28 августа – в праздник Успения Богоматери.
Особую атмосферу Афона создавала и музыкальная композиция сербского композитора Арсения Йовановича, составленная только из реальных звуков Святой Горы, записанных в 1969 году.
На выставке можно было увидеть и специально подготовленную книгу «Гора Афона. Образы Святой Земли». Для тех, кому не удалось приобрести это уникальное издание, сообщаю, что его можно бесплатно скачать на сайте выставки www.gora-afon.ru.
- Что для Вас явилось главным в этом проекте?
- Для меня выставка «Гора Афон. Образы Святой земли» - это первая попытка иеротопической выставки. Это выставка – не выставка предметов, артефактов, а выставка уникального сакрального пространства, переданного через совокупность самых разных образов, художественных предметов, световых и звуковых эффектов. Другими словами, создание пространственной иконы - образа сакрального пространства. Смысл ее заключался в том, чтобы пересоздать в Москве, на Красной площади, рядом с часовней Иверской Богоматери, сакральное пространство Святой горы, не прибегая к стилизациям и муляжам, а продолжая в настоящее время древнюю традицию по перенесению святой земли. Эта выставка – поиск пути и своего рода инновационная технология, которая может быть использовано при подготовке многих других выставок, как в России, так и за ее пределами.