Размышления о национальной элите. Ч.2
П.А. Зайончковского при этом смело можно отнести к представителям наследственной элиты: потомственный дворянин, воспитанник Первого Московского корпуса, в 1918 - 1919 - Киевского кадетского корпуса, Московского университета. Нередко можно встретить смешение этих двух способов формирования и преемственности элиты, что способствует только ее внутреннему обогащению. Встает вопрос о природе того родства, которое объединяет представителей элиты вне зависимости от того, каким путем они стали ее частью. Родство это не по крови, не по политическим взглядам или научным методам. Это духовное родство между родителем и его потомком, между учителем и учеником: родство ценностей, жизненных позиций, культурное единство. Оно является единственно необходимым условием для осуществления преемственности национальной элиты.
Несмотря на методичность советских репрессий, представители старой элиты смогли частично сохраниться и даже оставить значительный след в жизни страны. Интересен феномен, когда многие крупные деятели культуры советского времени: театра и кино - от Олега Янковского и Петра Глебова до Андрея Тарковского и Никиты Михалкова; ученых - от Андрея Сахарова и Петра Капицы до Владимира Вернадского и Владимира Челомея; художники, композиторы и музыканты - от Михаила Шемякина до Георгия Свиридова или Мстислава Ростроповича; перечислять можно до бесконечности - не происходили из советской элиты. Большинство из них было потомками аристократии или людей умственного труда. Именно они олицетворяют то наиболее талантливое, что было в СССР, то чем до сих пор мы можем не без основания гордиться. Эти примеры говорят нам не только о вечности национальной элиты, но и невозможности ее быстрой смены, а, следовательно, и быстрого возрождения страны. Думаю, главная проблема, вставшая перед страной после августа 1991 года, заключалась не столько в социальной, экономической или политической сферах, сколько в элите: найдутся ли те люди, которые смогли бы обновить страну изнутри, которые смогли бы встать на смену прежнему советскому правящему слою? Эта проблема стоит перед Россией до сих пор. Для ее решения необходимо понять, как нам поступить сейчас, когда связь с прошлым кажется порванной навсегда?
Это сложный вопрос, но сама жизнь дает нам на него ответ. Зримое нами массовое возрождение у людей родовой и, шире, исторической памяти подает большие надежды. Когда мы познаем историю своих предков, а через нее у нас просыпается интерес к истории и культуре нашей страны, мы мистическим образом входим в контакт с прошлыми поколениями. И если мы перенимаем их опыт, отбирая лучшее (но и не забывая и об отрицательном), значит, они начинают говорить через нас, значит разорванная катаклизмами истории непрерывная связь веков и поколений восстанавливается. Возможно, читатель сочтет мои слова несколько фантастичными. Но тому есть примеры. С чего начиналось Итальянское возрождение, как не с интереса к античности, к наследию древнего Рима? С чего началось объединение и возрождение Германии в середине XIX века, как не с интереса к собственно германской культуре, древним германским племенам? Благодаря чему, как ни открытию своей истории, религиозному и культурному возрождению, встали из пепла почти ассимилированные турками Греция и Болгария? Таким образом, если национальная элита есть основная гарантия нашей самобытности, выразитель ценностей нашей культуры и носитель опыта нашей истории, то восстановление ее будет следствием возвращения к нам исторической памяти, религии и культуры.
От редактора:
- Вы можете читать наши материалы на сайте http://nts-rs.narod.ru/.
- Если в вашем окружении есть люди интересующиеся историей, особенно в части восстановления исторической правды двадцатого века, то пожалуйста переадресуйте им нашу «Стрелу» посоветовав на нее подписаться (подписка бесплатная), для чего перейдите по ссылке http://subscribe.ru/catalog/state.politics.strelants/ или просто сообщите нам на pfth@rambler.ru их эл.адреса.
- Не сочтите за труд, позвоните в одну- две школы вашего города, узнайте у них эл.адрес (сославшись на то что мы рассылаем учителям необходимую им информацию) и пришлите нам на вышеприведенный адрес.