Христианские книги о сексе и контрацепции
А сейчас, если женщина родит десятерых, то, скорее всего, все они выживут. Правда, жить им придется на папину зарплату, которую по этому случаю вряд ли десятикратно увеличат, да и квартиры наши к большому количеству детей не очень приспособлены. В средней православной семье сейчас не 6-8, а 2-3 ребенка. Это при том, что контрацепция «как бы» не благословляется. И как же тогда?
Я пыталась приступать с вопросами к священникам, и даже монахам, но все они отсылали меня… к литературе. Пришлось зарыться в книги. Поначалу хотелось почитать про патриархальные времена, когда во всех семьях было много детей, и все было хорошо. Но выяснилось, что с регулированием супружеской жизни всегда было непросто. Или - слишком просто.
Рожали часто, иногда почти ежегодно, но нередкими были преждевременные смерти матерей при рождении очередного чада, да и дети выживали немногие: 1–2 ребенка (иногда называется цифра 2–4). В памятниках XVII в. можно встретить сведения о семье из пяти человек (муж, жена и трое сыновей) как многодетной («человек добр и жена его добра, только он семьист, три мальчики у него»). Хотя, может, девочек просто не считали?
Конечно, детская смертность была большая, но причиной ее не всегда бывали болезни. Случалось, что в крестьянских семьях «лишний рот» просто переставали кормить. «Большуха» - старшая женщина в роду, могла намекнуть снохе в категорической форме, что пятый младенчик, уже, пожалуй, лишний. Причем ситуация, когда планирование семьи осуществлялось уже после рождения детей, в нашей стране держалась довольно долго. Об этом не принято говорить, но убийство детей в младенчестве было довольно распространено.
Но не всем дети были помехой, некоторым, наоборот, наследников нужно было побольше. Вот у Павла I и Марии Федоровны было 10 детей. То есть стандартный по тем временам «династический план» в 5 детишек, императрица перевыполнила в 2 раза. Когда она не смогла больше рожать, у супругов стали отдельные спальни. Жизнь при дворе сразу оживилась, императору начали подбирать фаворитку. Такое вот планирование семьи. Вообще, раздельные спальни супругов считались довольно универсальным средством контрацепции. Но не все супруги, особенно в наш развращенный век, склонны к такому обоюдному смирению плоти. Что же делать?
Эти сведения почерпнуты мной из книг по истории. Но мы-то живем в век технологий, неужели ничего в этом смысле с дремучих времен не придумали? А из того, что придумали, неужели ничего православным не разрешается?
Итак, десятка православных книг про секс… не набралось. Даже если начать с «Домостроя». Совет бить жену плеткой, вежливо и приватно, который там дается, относится, скорее, к конфликтологии, нежели к сексологии.
На книгу Юрия Белановского и Александра Боженова «Двое во едину плоть» я возлагала большие надежды. Издательство «Эксмо», кудрявая обложка и солидная библиография казались мне залогом того, что в этом издании найду ответы на все непростые вопросы.
Но нашла отсылки к В. Франклу, Д. Грею и Э. Берну, а так же дискуссию на 32 страницы о том, «можно ли женщине во время месячных ходить в храм и причащаться». Контрацепции посвящено 3 страницы. На которых встречается замечательная фраза: «Относительно же барьерных средств контрацепции, честно говоря, остается больше вопросов, чем ответов». «Со своей стороны мы считаем, что использование неабортивных контрацептивов не может быть однозначно одобрено Церковью, но при этом не может быть и однозначно осуждено. Представляется, что решение этого вопроса необходимо оставить на решение самой супружеской пары» - пишут авторы. Золотые слова, конечно. Особенно, если бы эту супружескую пару при встрече некоторые православные, включая священников, не спрашивали, скоро ли ждать следующего прибавления в их семействе.
Конечно, желание авторов свести в одном издании все высказывания о семье и браке, начиная с апостольских постановлений, и кончая моральным кодексом строителя коммунизма, весьма похвальны. Вот, например, где бы я нашла цитату из книги Зайцева «Проблема пола в церковном браке»: «Посредством половых отношений супруги реализуют свою богоустановленную творческую способность деторождения». Но такого творчества даже при идеальном здоровье и солидном достатке хватит, максимум, лет на десять, а дальше - что? Православный семейно-бытовой воспитательный коллектив? Если по-честному, книгу стоило бы назвать «Да будут двое с кучей детишек каждое воскресенье в храме». Пусть авторы книги поймут меня правильно, академизм - это прекрасно. Но я-то сейчас не диссертацию пишу, а пытаюсь выяснить сексуальную стратегию православной семьи - размножаться ей безудержно, предохраняться или воздерживаться. У меня конкретные цели, мелкие, утилитарные. В супружеской спальне мне не академизм требуется, а тонкое понимание предмета.
И я стала читать все книги, в аннотации которых есть слова «христианство» и «секс». Но нашлось их пока что немного. Если кто-нибудь из читателей может пополнить список - буду благодарна. Очень понравилась мне книга католического священника Джона Пауэлла «Почему я боюсь любить» переведенная с английского прот. Александром Борисовым и изданная в Москве в 2008 году. Правда из издания, упомянутого выше, я узнала, что Джон Пауэлл (написавший, кроме прочих, книгу «Как устоять в любви») был обвинен в сексуальных домогательствах. Но книга его, тем не менее, не про секс, а про психологию влечения, воспитание и проблемы личности, так что я уклонилась в сторону от нашей сексуально-брачной темы.
А вот книга поляка Ксаверия Кнотца «Секс: неизвестное об известном» очень даже про секс. Вопрос, насколько подходят православным супругам католические наработки, оставим открытым. Будем надеяться, что православные сами разберутся. Отмечу только, что иллюстрации данной статьи взяты именно из этой книги. Автор этих рисунков - Лукаш Забдир.
Книги «Двое во едину плоть» и «Секс: неизвестное об известном» изданы похожим образом - важные мысли главы повторяются во врезках на полях. Попробуем цитировать их, поочередно открывая книги наугад. Православную обозначим буквой «П», а католическую, соответственно - «К»:
П: «До сих пор не было попыток пересмотра канонического наследия на адекватность современности. Обязательно ли сейчас правило Гангрского собора о невозможности замужним женщинам стричь волосы?»
К: «Иисус Христос приходит к супругам не только в те моменты, когда они говорят о Нем, или молятся, но и тогда, когда они обсуждают друг с другом события дня, и даже тогда, когда они ссорятся».
П: «Пока брак, как величайшая тайна и даже святыня существует в мире падшем и болезненном, он будет нуждаться в покровительстве юридических законов и формальностей».
К: «Супруги, живущие в одной квартире, спящие в одной постели, всегда будут балансировать между близостью и отдалением».
П: «За всю историю Русская Церковь не нашла места в святцах ни для одной семейной пары, прославленной именно за семейные добродетели».
К: «Невозможно составить перечень допустимых ласк».
Тема секса в книге Кнотца - раскрыта. Есть даже трогательные советы, касающиеся роли в улучшении сексуальных отношений хорошо подобранной диеты. Автор увлеченно повествует о пользе овощей (особенно - сельдерея), и с удовольствием открывает читателям маленькие секреты, например то, что «небольшое количество шампанского действует, как афродизиак».
Что же касается контрацепции, то в качестве основного метода контроля рождаемости супругам советуют использовать календарь. Речь, разумеется, не о календаре постов и праздников, а о календарном методе определения женской детородной активности. Поэтому значительная часть книги посвящена «плодным» и «неплодным» дням и связанным с этим проблемами. Насколько календарный метод эффективен в наш век тотального нездоровья, можете спросить у любого участкового гинеколога. А еще в книге приводится довольно свежее утверждение о том, что в рамках применения такого метода, в принципе, возможно использование внутриматочной спирали, принимая, разумеется, во внимание ее абортивное действие.
Говоря о неабортивной гормональной контрацепции, автор напоминает читателю, что большинство современных средств обладает комбинированным действием. То есть кроме предотвращения овуляции, они приводят к образованию эндометрия, не способного к имплантации оплодотворенной яйцеклетки, а так же делают цервикальную слизь более густой. При этом многие средства допускают сохранение «некоторой фолликулярной активности». Проще говоря, таблетка не допускает овуляции, но на всякий случай не дает сперматозоиду возможности подобраться к яйцеклетке, а, если овуляция все-таки произошла, и яйцеклетка была оплодотворена, то она не сможет прикрепиться к оболочке матки. То есть, получается, что неабортивные препараты все же слегка абортивны, причем это их свойство возрастает пропорционально длительности их применения. А вот узнать о том, происходило ли оплодотворение в процессе использования таблеток, и сколько раз оно случалось, не представляется возможным. К тому же, существует довольно неприятная зависимость - чем меньше в контрацептиве доза гормонов, тем меньше риск для здоровья женщины, но больше вероятность того, что произойдет овуляция и, возможно, встреча сперматозоида с яйцеклеткой. То есть чем безопаснее таблетки для женщины, тем они опаснее в смысле потенциального аборта. Вот и гадай - убийца ты, или нет.
Книга рекомендует католическим супругам, которые использовали такие средства, голову над этой проблемой не ломать, но вредные таблетки бросить, во избежание. Об эффекте отмены, в результате которого вероятность наступления беременности в первые месяцы после прекращения приема препарата увеличивается в разы, Ксаверий Кнотц своим читателям не сообщает. Просите меня за подробные медицинские экскурсы, но именно потому я об этом пишу, что в православных изданиях информация зачатую подается на уровне «Принимала таблетки? Кайся в убийстве!»
О барьерном способе контрацепции Ксаверий Кнотц тоже говорит весьма внятно: «Уже само решение использовать презерватив нарушает границы человеческого тела. Происходит своеобразная инициация в менталитет, источник которого далек от Евангелия. Супруги решаются возвести внешний, искусственный барьер между собой», далее говорится о неоднозначности и вынужденности такого выбора, а так же о том, что согласие на него супругам стоит обсудить друг с другом, чтобы не ущемлять ни одну из сторон. Но, о неприемлемости - не говорится.
Переходя от телесного аспекта секса к духовному, хочется рассказать о книге (опять- католической!) «Тело твое создано для любви». Ее автор - проповедник Даниэль-Анж, популярен во Франции Руанде и Албании. Эта книга обращена, прежде всего, к юношеству. Она не столько о супружеской жизни, сколько о половом воспитании. В ней много и откровенно говорится не только о любви, но и о воздержании. Причем, как мне показалось, автору удается найти слова, чтобы донести идею радости целомудрия до молодых людей. В книге приводятся письма реальных молодых людей, в которых много выстраданной правды о «свободе отношений».
Лично меня эта книга подкупила, кроме всего прочего, честным и непростым разговором о гомосексуализме. О том, что, ненавидя грех, нужно любить самого грешника, но не очень понятно, как это осуществить практически. Речь идет не об осуждении, а об освобождении от ложных ценностей, каким бы болезненным этот путь ни был. Автор любит, и жалеет не «абстрактного грешника», а конкретного подростка, юношу или девушку, запутавшегося, одинокого и страдающего: «Словами я рискую ранить тебя. Молчанием - разочаровать… Сильвии, Поль, Бернар, Шанталь, просите меня заранее, если мои слова покажутся вам бестактными или неуместными». Проблемам «слишком тяжелым, чтобы их решать в одиночку», посвящена значительная часть книги, но интересна она, как мне кажется, будет широкому кругу читателей.
Хочется привести несколько цитат:
«Сексуальные отношения без брака - это чек, который никогда не будет оплачен…
Если жесты любви используются без любви, они теряют смысл».
«Развод и неудачные попытки сожительства до брака, приводят к одному и тому же результату: они крадут наше время. Женщина пытается начать новую жизнь, когда она уже не так молода, ее шансы меньше. Она уже менее привлекательна, а если у нее есть ребенок, то все еще сложнее. Тело не ждет. Розы цветут только весной».
Вообще книга Даниэль-Анжа не об опасности греха, а о радости любви. Очень много в ней говорится о влюбленности и радости, о полноте жизни, о свободе, которую дает вера. О том, что Господь готов принять человека в любой момент, и не прогонит от Себя никого.
В этом книжном обзоре я не претендую ни на полноту, ни на знание темы, а всего лишь реализую принцип, который Ксаверий Кнотц сформулировал в своей книге: «Говорить о трудных вещах гораздо более честно, чем избегать деликатной темы «заметая сор под ковер».
Всех идеалистов и романтиков, которые морщатся при упоминании слова «контрацепция», и уверены в том, что в семье должно быть 10-12 детей, отсылаю к Василию Ивановичу Белову, к его книге «Повседневная жизнь русского Севера». Только вот незадача, глава книги в которой рассказывается о жизни после сорока, когда все дети уже рождены и выращены, называется «Преклонные годы». Насколько она применима к современной городской жизни, судите сами: «Само поведение человека меняется вместе со взрослением детей, хотя до физического старения еще весьма далеко. Еще девичий румянец во время праздничного застолья разливается по материнскому лицу, но, глядя на дочь-невесту, невозможно плясать по-старому. Отцу, которому едва исполнилось сорок, еще хочется всерьез побороться или поиграть в бабки, но делать это всерьез он никогда не будет, поскольку это всерьез делают уже его сыновья. Прикрывшись несерьезностью, защитив себя видимостью шутки, и в преклонном возрасте еще можно сходить на игрище, поудить окуней, купить жене ярмарочных леденцов. Но семейное положение уже подвигает тебя на другие дела и припасает иные, непохожие развлечения. Любовь (жалость) к жене или к мужу понемногу утрачивает то, что было уместно или необходимо в молодости, но приобретает нечто новое, неожиданное для обоих супругов: нежность, привязанность, боязнь друг за друга. Все это тщательно упрятывается под внешней грубоватостью и показным равнодушием. Супруги даже слегка поругиваются, и постороннему не всегда понятна суть их истинных отношений. Только самые болтливые и простоватые выкладывали в разговорах всю семейную подноготную. Они частенько пробирали свою "половину", но это было в общем-то безобидно. Самоирония и шутка выручали людей в таком возрасте, защищая их семейные дела от неосторожных влияний. "Спим-то вместе, а деньги поврозь", - с серьезным видом говорит иной муж про свои отношения с женой. Разумеется,все обстоит как раз наоборот».