Митрополит Иларион объяснил, почему в России столько разводов
Предваряя лекцию, игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, отметил, что это будет «важный, радостный и трепетный вечер».
Митрополит Волоколамский Иларионотметил, что рад возможности встретиться с собравшимися и постарается говорить немного и оставить время на вопросы, чтобы общение было «продуктивным и динамичным».
Говоря о молодых людях в Церкви, владыка подчеркнул, что «молодежь – основная группа риска из тех прихожан, которые составляют ядро Церкви». Причина – в том, что сознание молодого человека, особенно подростка, находится в стадии формирования. Оно еще не окрепло, не имеет твердого стержня, который трудно поколебать. Поэтому молодые люди больше всего подвержены внешним влияниям.
«Внешняя среда всегда противостоит человеку, хотящему жить по правде Божией. Следование заповедям – это всегда подвиг», - отметил митрополит.
Он привел в пример советские годы, когда верующий человек был вынужден или скрывать свою веру даже от самых близких, или терпеть за нее преследования и пытки. Это был период непрестанного исповедничества, когда каждый верующий человек должен был быть готов в любой момент «дать ответ о своем уповании». Но то, что преследования за веру прекратились, не означает, что проблемы с исповедованием православия решены.
«Церковный человек находится в состоянии некоей раздвоенности», - сказал владыка. С одной стороны, он видит и знает церковную жизнь. С другой – оказывается подвержен влиянию «внешней» среды с совершенно иными ценностями.
Чтобы противостоять этим влияниям, необходимо «воспитывать в себе внутреннюю укорененность в церковной жизни и возгревать в себе доверие к Церкви».
Даже если человек пока не может осознать или понять то, чему учит Церковь, нужно доверять ей и принимать ее слова, говоря себе: «Это я пойму потом, со временем».
Митрополит Иларион вспомнил, что о церковной среде существует стереотипное мнение, что храм – это для зрелых и пожилых людей. Он связан с представлением о том, что в молодости люди живут свободно, а после, когда у них появляется больше свободного времени, начинают посвящать его молитвам и замаливать грехи юности.
Однако этот стереотип неверен. Сегодня в храмах много молодых людей, и в советские годы они тоже ходили на богослужения, хотя о том, что привлекало их в храм, сказать сложно.
«Я для себя никогда не смог дать ответ на этот вопрос», - признался владыка Иларион.
Правда, он заметил, что важное значение здесь может иметь божественное призвание, когда человек слышит зов Бога и откликается на него.
Однако это не значит, что те, кто по своему внутреннему расположению пришел в Церковь, должны остаться равнодушными к остальным. «Бог хочет, чтобы мы были его соработниками, апостолами», - сказал владыка. То есть доступными средствами приобщали других к церковной жизни. Не обязательно через проповедь, но хотя бы через пример собственной жизни.
Противоречия между ценностями Церкви и внешнего мира есть во многих сферах жизни, на лекции митрополит коснулся одной из самых важных – половой.
«Современная культура настраивает человека на состояние внутренней распущенности», - отметил владыка. Во главу угла ставятся удовольствия, в том числе и в сфере половых отношений. С точки зрения христианина такой поход недопустим, а сексуальные отношения «возможны только в контексте семьи, после того как юноша и девушка стали мужем и женой».
Сохранение целомудрия - это фундамент, на котором можно строить семью.
Митрополит Иларион напомнил данные статистики, по которым на 1000 браков в России приходится 600 разводов. «Вся эта проблематика имеет нравственный характер, - отметил владыка. – Мы знаем, чему учит Церковь, но не хотим это исполнять».
При этом в мусульманских регионах статистика разводов иная: 100-200 на 1000 браков, и связано это в том числе с тем. что люди остаются верны религиозным ценностям.
«Молодой человек ответственен за жизнь окружающих и своих потомков, в том числе тех, которые могли бы произойти от него и не произошли», - сказал владыка.
Он отметил, что для того, чтобы правильно построить свою жизнь, надо вовремя задать себе вопрос о том, в чем смысл жизни. И лучше задаться этим вопросом в молодости, пока еще не поздно что-то сделать и изменить.
Правильно определить жизненные приоритеты может помочь Церковь, которая призвана объяснить человеку. какие ценности являются временными и какие - вечными.
«Когда кредо сформулировано, начинается работа над собой», - сказал владыка.
В этом может помочь не только священник, духовник, но и молодежный работник, задача которого – помочь молодым людям найти общий язык с Церковью и друг и другом. Одна из проблем – то, что язык и образы, которые присутствуют в богослужебных текстах, остаются непонятны молодым людям. «Сейчас, когда не первой седмице поста читали канон Андрея Критского, я ловил себя на мысли, что мне и самому некоторые образы непонятны», - сказал владыка.
Митрополит Иларион отметил, что главное – чтобы человек осознавал свою ответственность. Отвечая на вопросы о миссионерской деятельности пятидесятников и о том, почему мусульмане более внимательно относятся к своей религии, чем православные, владыка отметил, что не может отвечать за других. И вообще не стоит задаваться вопросами о том, почему так или иначе обстоит дело в других конфессиях, и при этом не спрашивать себя о том, что происходит у нас самих.
Один из вопросов был о том, действительно ли владыка верит в то, что Церковь сохранила Истину во всей полноте.
«Церковь сохранила учение христианства неповрежденным. Вопрос в том, насколько хранит и воплощает его в своей жизни каждый из нас», - сказал владыка.
* * *
Лекторий, организованный совместно Школой молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи Свято-Даниловского монастыря и домовым храмом св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, работает уже четвертый год (ранее встречи проходили в Политехническом музее). Основная аудитория - воцерковляющиеся московские студенты, молодые прихожане храмов, все те, кто еще не стал прихожанином, но уже ищет ответы на вопросы о вере, Церкви и христианской жизни. В новом сезоне уже состоялись встречи с председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, профессором МГИМО Андреем Зубовым, актером и музыкантом Петром Мамоновым. Постоянно читается курс по Священному Писанию. Протоиерей Максим Козлов во втором семестре выступил с лекциями о круге чтения православного христианина и об отношении Церкви к экуменическому движению.
31 марта в рамках лектория состоится состоится творческий вечер-встреча с Константином Кинчевым, лидером группы "Алиса".