Ксения Тверская: далёкая и близкая
Блаженную Ксению причислили к лику святых только в 1988 году, до этого единственной святой носительницей этого имени оставалась преподобная Ксения Римлянка, жившая в пятом веке. Впрочем, нет, не единственной: мало кто знает сейчас о святой благоверной княгине Ксении Тверской, семисотлетие со времени преставления которой отмечается в этом году. В православном календаре она значится как местночтимая святая Тверской епархии. А между тем, её роль и значение в русской истории простирается далеко за пределы Великого княжества Тверского.
В житии любого святого очень важен, на мой взгляд, вот какой момент: чем этот святой близок, в первую очередь, нам, что именно мы можем взять поучительного из его жизни. Есть достаточно распространённая практика – молиться в тех или иных скорбях конкретным святым. Конечно, наивно и неверно думать, что, скажем, святой Иоанн Предтеча «отвечает» за избавление от головной боли, а святой Иоанн Русский – за успехи в бизнесе. Но в то же время, по сложившейся практике, блаженной Матроне, например, молятся о житейских делах, а преподобному Сергию Радонежскому – об учёбе. В этом ряду благоверная Ксения Тверская – покровительница бездетных родителей и одиноких матерей, и потому у многих наших соотечественников и особенно соотечественниц есть немало поводов обращаться к ней с молитвами.
Итак, кем была и чем прославилась княгиня Ксения Тверская? О её жизни до нас дошло очень мало сведений. Предположительно, Ксения (или, по летописным источникам, Оксинья) родилась в конце сороковых годов XIII века. Её происхождение также окутано тайной. По одной летописной версии, Ксения происходила из богатого боярского рода и была дочерью боярина Юрия (Георгия) из Великого Новгорода. Именно здесь она обвенчалась с великим князем Ярославом – первым великим князем Тверским, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского. Сторонники другой версии считают отца Ксении Юрия Тарусским князем, потомком Рюрика в двенадцатом колене.
Ярослав и Ксения ждали рождения детей целых семь лет. Княгиня была неплодной, и супруги, подобно родителям Пресвятой Богородицы Иоакиму и Анне, много дней и ночей прилежно молились Богу. Господь, укрепляя их веру, послал им двух дочерей. Но они не переставали молиться о рождении сына – наследника Великого княжества. Супруги объезжали церкви и монастыри, делали щедрые пожертвования, обильно раздавали милостыню нищим.
И вот, наконец, Ксения снова забеременела. На этот раз она носила во чреве долгожданного сына. Как раз в то время великий князь Ярослав отправился вместе с двумя племянниками в Орду. На обратном пути, зимой 1271-72 года, Ярослав заболел и умер, приняв по обычаю того времени схиму с именем Афанасия. Тело его было отвезено в Тверь и под плач жителей и молодой вдовы, которой было тогда не больше двадцати пяти лет, похоронено в церкви святых Космы и Дамиана.
Сын князя Ярослава осиротел, ещё будучи в утробе матери. Ровно сорок дней не дожил отец до его появления на свет. Княгиня Ксения неспроста нарекла младенцу имя Михаил, даже несмотря на то, что у покойного мужа уже был сын от первого брака с таким именем. «Михаил» в переводе с еврейского языка значит «кто как Бог», а князь, каковым надлежало стать новорождённому младенцу, считался наместником Бога на земле. Святым покровителем Михаила стал Архангел и Архистратиг Божий Михаил.
Ксения взвалила себя нелёгкую, едва ли посильную для женщины ношу: твёрдой рукою управлять молодым Тверским княжеством (она стала первой на русских землях после Киевской княгини Ольги самостоятельной правительницей) и в то же время одной, без отца, воспитать Михаила мужчиной и воином, князем и христианином. Можно только догадываться, сколько молитв о сыне принесла хоть и знатная, но всё же одинокая мать к Богу!
Немногие женщины, да и мужчины, знали в те далёкие годы грамоту. Нам неизвестно, кто и когда учил грамоте княгиню Ксению. Но летописцы сообщают, что все свои знания она передала сыну: «его же святая и премудрая мать воспитала в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости». В то время, когда многие русские князья – современники Тверской княгини – считали для себя зазорным учиться грамоте и лишь умели подписывать своё имя, Ксения не только читала книги, но даже держала в княжеском доме библиотеку, тогда как собрания книг встречались доселе только у епископов и при монастырях.
В этой библиотеке был, в частности, русский перевод «Хроники» византийского летописца монаха Георгия Амартола, где излагалась история мира от его сотворения до 842 года, – самый ранний из всех известных русских списков «Хроники».
Как пишет один из ведущих исследователей жизни княгини Ксении кандидат исторических наук, доцент Галина Сергеевна Гадалова, «сам факт, что в Твери знали “Хронику” Георгия Амартола, тверской список которой был составлен на рубеже XIII–XIV веков, говорит о высокой степени образованности членов княжеского дома. Возможно, заказчиком списка была сама княгиня Ксения, хорошо понимавшая необходимость продолжения культурных традиций Византии и Киевской Руси в период объединения русских земель. Недаром в выходной миниатюре “Хроники” мы видим главных действующих лиц Тверского княжеского дома – князя Михаила и княгиню Ксению, предстоящих перед Спасом на фоне Тверского кремля. Тверь в сознании русичей должна была занять место Киева – символа былого могущества Руси. Поэтому в Твери уже в этот период было положено начало тверскому летописанию, у истоков которого стояли епископ Симеон и княгиня Ксения».
Любовь к чтению Ксения воспитала и у Михаила. С детства на всю жизнь – в боевых походах и до самого последнего дня жизни – сопровождали Михаила книги. Даже в ночь накануне гибели в Орде, в ставке хана Узбека, читал он Псалтирь.
Впрочем, главное, чему научила Ксения своего сына, – это смирение перед Богом, доброта и нищелюбие. «Бе бо самъ въздержася отъ похоти, пiаньства, темъ и любимъ бе матерiею своею преподобною Оксинiею, беше бо послушливъ въ всем матери своей», – писал о Михаиле современник.
Воспитывая сына, княгиня-вдова мудро управляла Тверским княжеством. Ей во всём помогали Тверской епископ Симеон, который, вероятно, был духовником Ксении и всей княжеской семьи, и местные бояре. Владыка Симеон благословил Ксению построить в Твери в честь совершеннолетия Михаила кафедральный собор Преображения Господня. Это был первый на Тверской земле каменный храм. Его построили за пять лет и освятили в 1290 году.
Тогда же Ксения передала власть возмужавшему сыну, но не удалилась от дел, став, как бы мы сегодня сказали, советником великого князя. Её уважали не только в Твери, но и далеко за пределами княжества. Так, например, о Ксении высоко отзывались Владимирский митрополит Максим и такой непререкаемый церковный авторитет, как первосвятитель Московский митрополит Пётр, который в бытность свою на Владимирской кафедре застал последние годы земной жизни Тверской княгини.
Женив сына (невесткой Ксении стала дочь ростовского князя Анна Кашинская) и дождавшись внуков, княгиня ушла в монастырь и приняла постриг с именем Мария. Отойдя от государственных дел, она могла посвятить себя Богу. Материнские молитвы всегда хранили Михаила. Однажды ночью страшный пожар охватил Тверь. Загорелся и княжеский двор – да так, что выбраться оттуда невредимым было невозможно. Михаил, проснувшись, успел вместе с молодой женой выпрыгнуть в окно. Они не только не погибли, но после падения с высоты чудесным образом остались невредимыми.
В 1312 году, ровно семьсот лет назад, в возрасте около семидесяти лет, Ксения мирно отошла ко Господу. Её похоронили в Спасо-Преображенском соборе и через некоторое время причислили к лику местночтимых святых.
Мощи святой благоверной Ксении, к сожалению, не сохранились: в1935 году Спасо-Преображенский собор взорвали, на его месте разбили сквер со статуями Ленина и Сталина. Сегодня существуют планы восстановления древней святыни, тем более что сохранились чертежи, обмеры и фотоснимки собора. Может быть, в ходе раскопок будут найдены и утерянные мощи благоверной княгини Ксении – святой молитвенницы Тверской земли, покровительницы бездетных супругов и одиноких матерей.