О привязанном коте, церковном уставе, этикете и любви
Есть такая буддистская легенда, согласно которой один гуру велел на время молитвы привязывать во дворе храма кота, чтобы тот не терся о ноги братии и не мешал медитировать. Когда гуру умер, кота продолжали привязывать просто в память об учителе. А когда умер и кот, братия купила нового кота, чтобы… В общем, в конце концов, привязывание кота стало самоцелью, потому что все забыли, зачем это было нужно изначально.
В принципе, в какой-то степени эта легенда может оказаться актуальной и для Православия. Много раз я ловил себя на мысли, что если бы в богослужении не было бы того или иного момента или действия, то его стоило бы придумать, потому что с ним значительно удобнее. Например (наверное, это будет самый очевидный пример), некоторые длительные песнопения на Литургии позволяют священнику в алтаре спокойно прочитать положенные в это время тайные молитвы. Для прихожан это может быть совершенно неочевидно – ну, тянет хор что-то дольше обычного, да, а зачем, для чего… Или запрещение разговаривать после Причастия – это элементарная забота о том, чтобы изо рта ничего не выпало (ну, это тоже, надеюсь, очевидно). Земные поклоны Великим постом очень хорошо дают отдохнуть застоявшимся ногам (хотя, я, конечно, не думаю, что они именно для этого), а предписание устава, когда читается или поется то или иное молитвословие, на практике дает понять батюшке, какой возглас ему следует сейчас произносить. В общем, церковный устав, как мне кажется, зачастую не только преследует цель проиллюстрировать сакрально-догматические истины богослужения, но и помочь священнику и прихожанам в каких-то практических, бытовых ситуациях.
То же, наверное, касается и церковного этикета (да и этикета вообще). Почему по этикету младшие всегда первыми должны приветствовать старших? Да очень просто: на одного старшего всегда есть несколько десятков младших, и если одной сотне подчиненных достаточно легко запомнить лицо нового начальника, то этому начальнику может быть очень тяжело при встрече, особенно в нерабочее время, вспомнить, его это подчиненный или нет. И чтобы работник зря не расстраивался, что босс видел вчера его на базаре и не кивнул головой в знак приветствия, этикет предписывает подчиненным первыми приветствовать своих начальников – таким образом, никто не обижается, не готовится зря к увольнению, все довольны. Думается мне, что традиция брать у священника благословение при встрече – тоже, своего рода, подобный этикет. Это дает священнику понять, что перед ним – православный человек, который рад встрече с батюшкой и не стесняется перед людьми исповедовать свою православную веру. Это очень важно, особенно в маленьких городках, где священник зачастую очень неловко себя чувствует в людных местах – да на том же базаре. Вроде бы, ему и положено знать в лицо всех своих прихожан, но память штука ненадежная, во-первых, а во-вторых, кто его знает, может быть, какой-то человек будет несколько смущен тем, что его поприветствовал батюшка (особенно это актуально для делающих первые шаги в церкви).
Кстати, брать благословение при встрече со священником совершенно не обязательно. Можно сделать легкий поклон или просто улыбнуться и сказать «Здравствуйте!». Почему я говорю это так уверенно? Потому что видел, как бедные преподаватели семинарии (священники) печально смотрят на двадцать-тридцать первокурсников, дружно испрашивающих их пастырского благословения по дороге, скажем, в столовую. Особенно на улице, каким-нибудь дождливым октябрьским вечером… Кстати, встреченный вами священник может случайно оказаться без облачения, что, опять же, может несколько смутить обе стороны. По этому поводу есть даже старый советский анекдот, точнее, реально имевший место быть случай на Украине. Некий священник, идучи по улице в рясе и с крестом, нос к носу столкнулся со своим владыкой, который, как назло, шел в гражданском костюме. Батюшка на мгновение растерялся — подходить ли в таком случае под благословение?.. Чтобы замять неловкость, архиерей сам поспешно схватил его за руку и сказал:
— Здравствуйте, отец Василий.
Наблюдавший эту сцену горожанин сделал ему замечание:
— Как не стыдно? Старый человек, а батюшку, как положено, поприветствовать не можешь — взял бы благословение!..
Несколько слов хотелось бы сказать и о традиции называть свои имена перед Чашей со Святыми Таинами. Точнее, о том, почему у нас есть такая традиция, и нет традиции называть свое имя после исповеди. Сколько священников оказывались в неудобном положении из-за того, что «лицо – знакомое, а как имя – не помню», даже не хочется и считать. Это правда очень неприятно, в первую очередь для самого священника, когда человек раскрывает батюшке всю свою жизнь, может быть, даже спрашивает какого-нибудь совета, благодарит за то, что предыдущие его советы оказались очень даже кстати, а тот, хоть расстреливайте, не может вспомнить, Алексей перед ним или Александр… Так бывает, правда. Не ставьте, пожалуйста, батюшек в неудобное положение, называйте свое имя во время исповеди!
Одним словом, в некоторых повседневных вещах, которые мы привыкли делать в церкви, нет ничего сакрального. Свечи нельзя зажигать от лампады не потому, что это грех, а потому, что не вам потом вычищать из масла накапавший туда воск. Целовать икону с накрашенными губами – тоже не грех, а банальная невежливость по отношению к тем, кто будет прикладываться к этой иконе после вас. Кстати, чистку зубов перед Причастием (да просто походом в храм или любое другое людное место) вообще следовало бы возвести в разряд необходимых для спасения добродетелей, но пусть она пока остается банальным проявлением элементарного уважения к окружающим вас людям. Нет, это не грех, если вы в процессе случайно проглотите немного воды перед причастием – об этом даже в постановлениях Вселенских соборов написано.
А самое главное – давайте чаще ставить себя в положение того человека, с которым мы сейчас общаемся. Давайте не делать никому того, чего не желаем себе. В конце концов, давайте любить друг друга, потому что только так мир сможет узнать о том, что мы Христовы ученики. Да-да, именно по этому, в первую очередь. И только во вторую – по платочкам на головах, иконам в квартирах и правильному троеперстному крестному знамению.