Новый год три раза в год
Фото: Artfile.ru |
Таинственная и загадочная страна Россия, — написал бы современный маркиз де Кюстен, — пространства огромные, русская душа загадочная, умом уклада не понять (уж что говорить про аршин), и Новых года — аж три!.. Для широты души, видимо. Новый год, старый Новый год и церковное Новолетие. И хотя так называемый старый Новый год и появился вследствие расхождения гражданского (светского) календаря и церковного (григорианского и юлианского) на 13 дней, но церковный Новый год вовсе не 1 января по старому/14 по новому стилю, а 1 сентября — начало «индикта, сиречь нового лета» (Устав), т.е. богослужебного годичного круга («лето» в переводе с богослужебного — церковнославянского — языка означает «год»). И до введения Петром I европейских порядков год у нас считался от 1 сентября.
Когда же император постановил начинать отсчет года с 1 января, Церковь освятила, охватила молитвенно и это начинание; совершенно естественно предположить, что в новом «гражданском году» человеку нужно то же, что и в «году церковном», поэтому Уставом и приспособлена для 1 января служба индикта (вечерня и утреня), которая совмещается с памятью святого, положенной своим порядком в этот день. Также служится и молебен на Новый год. Отличается он от нам привычного, после литургии совершаемого молебна, во-первых, особыми, новогодними благодарениями и прошениями:
о том, чтобы («о еже») Господь простил всем Своим людям все грехи, намеренные и по незнанию, недомыслию («вольная и невольная» согрешения) совершенные «зле», т.е. лукаво, худо, за весь прошедший год; чтобы благословил начало и течение всего наступающего года («начаток и провождение лета сего»), отогнал от нас все «душетленные [повреждающие душу] страсти и растленные [губящие нас] обычаи», «всадил» в наши сердца «страх Свой Божественный», страх Божий — т.е. богопочитание и «обновил», возродил иссякший уже под конец «дух правый» (=праведный) в наших сердцах («утробах» по-ц.слав.), укрепил в православной вере и «сотворил» «спешными [скорыми, старательными] к деланию добрых дел» и мн. др.
Отличается новогдний молебен и тропарями после пения «Бог Господь»: поются не все тропари, которые закажут молящиеся, а два благодарственных, т.е. благодарящих Бога за оказанную помощь и милость, — «Благодарни суще [будучи] недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших...», «Твоих благодеяний и даров туне [даром]... сподобльшеся [удостоившись] Владыко...» — и тропарь индикту, т.е. началу нового года: «Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи...», в котором мы, волне объяснимо, обращаемся к Богу за благословением, освящением всего года, годичного круга («венца лета»), чтобы это был год, наполненный изобилием божественных даров, ведь Он и есть создатель не только всего сотворенного, но и самого времени.
Читаются также особые Апостол и Евангелие. Из апостольских посланий — 1-е Послание к Тимофею ап. Павла (гл.2: 1-6), где говорится о необходимости «творить молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки [всех людей]», так как Господь слышит их (они «добры и приятны» «перед Спасителем»), поскольку «всем человеком хощет спастися». Из Евангелия — от Луки (гл.4: 16-22), повествующего о начале открытого служения Христа, когда Он после 40-дневного поста в пустыне и искушения от дьявола вернулся в Галилею «в силе духовней», чтобы проповедовать Царствие Божие, «яко днесь сбыстся [сбылось] писание сие во ушию вашею». И мы, как и древние иудеи, призываемся последовать за Христом, начать вхождение в эту новую жизнь, приобщиться Его Божественной, вечной жизни.
Ну, и, конечно, очень утешительно в конце молебна звучит торжественно исполняемая (в меру возможностей хора) песнь св. Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе исповедуем...»
Впервые опубликовано 31 декабря 2008 года