Феодоровская икона Божией матери: царский образ и помощница невест и жен
Сейчас, когда практически любую икону можно найти в интернет-поисковике и распечатать, а если хочется – купить в церковной лавке, трудно представить, почему какие-то списки были так значимы для наших предков – и простых людей, ремесленников и крестьян, и священнослужителей, и государственных чиновников и царей. Мы приходим в храм и молимся перед иконой, часто – о помощи в болезнях или даровании чуда. Но в чем само значение иконы, почему целый день в году посвящен определенному образу, почти не задумываемся.
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,
обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,
якоже древний Израиль к кивоту Завета,
притекает ко изображению лица Твоего
и воплотившагося от Тебе Бога нашего…
Так звучит тропарь сегодняшнего праздника.
Почему же событие местного значения – принесение иконы в Кострому – празднует вся Церковь?
14 марта (23 по новому стилю) 1613 года, после Смутного времени, на царство был избран первый государь из рода Романовых. После неспокойного времени, войны, интервенции, голода и хаоса, когда народ собрал ополчение и выгнал из страны захватчиков, избрание царя означало наступление стабильности, спокойствия, возвращение к нормальной жизни. Государство обрело своего главу, точку опоры.
Будущий государь в то время жил в Костроме в монастыре вместе со своей матерью, которая была монахиней. Будущего царя избрал Земский собор в Москве, и делегация из столицы отправилась в Кострому вместе со списком иконы Божией Матери из Успенского собора, который сделал еще московский митрополит святитель Петр. «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской», - написал позднее Патриарх Филарет по поводу принесения иконы в Кострому.
Точно не ясно, как именно икона участвовала в событии объявления Михаила Романова новым царем: то ли его мать благословила сына этим образом, то ли архиепископ после того, как будущий царь отказывался признать себя монархом, взял икону в руки и принес к его матери.
Так или иначе, именно эта икона была рядом с первым царем Романовым, когда он согласился стать российским самодержцем.
Уезжая в Москву, царь Михаил взял список с Феодоровской иконы с собой в столицу и поместил ее в придворной церкви, а для иконы, которая была принесена в Кострому и осталась в его родном городе, прислал богатые украшения.
Как известно, российские государи часто женились на немецких принцессах. Чтобы обвенчаться с православными российскими монархами, будущие государыни принимали православие. Но у российской императрицы непременно должно было быть не только русское имя, но и русское отчество. И вот именно в честь Феодоровской иконы принцессы стали принимать отчество «Федоровна». Жена Павла I –Мария Федоровна, супруга Николая I – Александра Федоровна, жена Николая II–Александра Федоровна, наконец, святая Елизавета Федоровна приняли свои отчества в честь Федоровской иконы. А самой первой отчество в честь этого образа приняла первая супруга Петра I Евдокия Лопухина: почему-то «Илларионовна» в те времена казалось менее благозвучным.
А еще перед иконой молились девушки о даровании хорошего жениха и об успешном замужестве.
Одним словом, икона стала популярной, с нее делались многочисленные списки, а сам образ украшали драгоценными камнями.
День наречения нового царя стал днем празднования в честь Феодоровской иконы. Дата праздника первоначально смещалась, зато в тот день, когда высокоторжественная совершалась служба. До конца XVIIвека Патриарх возглавлял литургию в Успенском соборе Московского Кремля и возникла традиция в этот день служить в белых ризах, как на Благовещение. Спустя несколько десятилетий эта традиция прервалась.
В современном богослужебном уставе Русской Православной церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу.