Жестокость и нежность Валерии Гай Германики (Ч.3)
- У вас сложились какие-то дружеские отношения с актерами, которые играли в фильме, или только профессиональные?
- Мы со всеми дружим, особенно с троими. Были сначала и проблемы, конечно. Режиссер - человек самый главный на площадке, ему никто ничего не скажет. Было однажды - снимали эпизод с Юлей Александровой, она Настю играла. У нее полное вхождение в роль, а сцена не получалась, до истерики. Я ее спросила: вот ты в сериалах играешь, сколько ты там дублей делаешь? Пройдет время, и ты поймешь, что сейчас ты впервые по-настоящему работаешь. Это другой опыт, сложное вхождение в драматическую роль. А потом мы стали лучшими подругами, и она мне сказала спасибо.
- Вы вдохновлялись какими-нибудь другими фильмами или книгами?
- Кино меня не очень вдохновляет на создание кино, а книги - больше. Перед съемками я перечитала «Войну и мир» - это очень вдохновило.
- Была статья о том, что фильм - о конфликте отцов и детей и всё.
- Это PR-отдел написал. Я к этому отношения не имею...
- У Вас есть силы и желание снимать о людях, чей опыт не схож с Вашим?
- Да, если их опыт будет мне интересен. Я собираюсь снимать про Атиллу - думаю, у нас с ним разный опыт.
- Я училась в такой школе, что то, что Вы сняли, - это еще очень мягко. Для меня Ваш фильм - как школьный фотоальбом. Открыл, вспомнил, положил обратно. Как Вы думаете, его вообще можно пересматривать?
- Если схвачен стиль эпохи и дух времени, то конечно, его будут потом пересматривать. Но я не могу это адекватно сейчас оценить, я же создатель этого фильма.
- Вы покажете этот фильм своей дочери?
- Конечно, все свои фильмы я покажу ребенку.
- С какого возраста?
- Не знаю. Когда она будет что-то понимать...
- Почему отец главной героини, который потом вполне адекватен, вводится в сцене, когда начинает непонятно за что бить дочь? Что это за немотивированная агрессия от нормального человека?
- Это была определенная сценарная конструкция. Нужно было начать с конфликта. Почему бьет? Она на поминки не пришла, или просто на него жена наорала, а он на дочери отрывается...
- В некоторых статьях о фильме написано, что поминки - по бабушке. Из чего это следует?
- Можно было снять, конечно, крупный план, фотография и свеча перед ней, но я документалист, и я хочу, чтобы зритель понимал нюансы. Это есть на общем плане. Зеркало завешано, по приметам понятно, что происходит...
- В фильме совершенно нет политики. А как политика обычно проецируется на этот слой людей, или они вообще политику не воспринимают и на нее не реагируют?
- Путин и подобное никак не затрагивают моих героев. Мне кажется, что самая большая глупость - это бороться с тем, с чем ничего нельзя поделать. Я пока не осилила бы эту тему в кино. Следующий мой проект должен был быть связан с политикой, но я сознательно это убрала, так что будет история про любовь.
- Кто для Вас самый важный критик?
- В процессе создания я показывала фильм людям, чье мнение для меня важно. Это в первую очередь мои учителя. Марине Разбежкиной можно все показывать, она все понимает. Но первая сцена с котом показалась ей фальшивой. А актрисам я не показывала фильм целиком. Мы приехали в Канн, я сидела и смотрела, как они его воспринимают. Для них это был шок, личное и закрытое переживание. Агния в течение съемок рассказывала, что это все любительщина, что она не понимает, куда смотрит камера, а вот у крутого режиссера Балабанова... Но когда она увидела фильм, она сказала: «Лера, это очень круто. Спасибо тебе!»
- А Ваши родители видели этот фильм?
- Конечно, они видели. Им нравится все, что я делаю, - на то они и мои родители. Они просто в диком восторге, и все родственники тоже. Я думаю, что если бы этот фильм сняла не я, было бы иначе.
- Какое было первое впечатление от полного просмотра?
- Да нет такого впечатления, потому что ты фильм снимаешь, присутствуешь на монтаже... Было две версии - моя и монтажников. Они до сих пор убеждены, что гениальная версия - их, и огорчаются, что я поставила свою. Изначально я была в шоке. Все мои сцены, которые я снимала одним кадром, наводила там тарковщину, - все порезали. Теперь я понимаю, почему, и благодарна им: фильм этого не хотел, этого было не нужно. Потом я привыкла к тому фильму, который получился, и он мне нравится.
- Можно ли поделить жизнь на «до» и «после» Канн?
- Нет. Профессиональную судьбу и карьерный рост - можно, безусловно. Но меня - нет. Тем более, что это мои вторые Канны были. Я еще с «Девочками» ездила. Конечно, я там познакомилась, с кем надо. Но я не готова сейчас работать с иностранными командами, с иностранными продюсерами. Мы просто в песочнице копаемся по сравнению с ними. У них очень серьезно налажена индустрия. Я бы не смогла сейчас перестроиться и снимать в их темпе, ритме и на их уровне. Там режиссер не может так работать, как я работаю. За год вперед ты знаешь там, когда и где и во сколько ты будешь снимать эту сцену. Ты в семь утра уже должен быть на съемочной площадке. Я пока не готова так работать. Когда я достигну определенного профессионального уровня, я думаю, я смогу. Это скучно, но это нужно. У меня будет работа с иностранной группой.
- Атмосфера насилия в фильме присуща этому возрасту вообще или создана специально?
- Вы знаете, если так копаться, то из любого фильма Феллини или Антониони можно выкопать такие смыслы, что все дойдет до абсурда, до фрейдизма, смешается. Можно и Фрейда найти, и Юнга, и кого угодно. Это, наверное, присуще любому возрасту, после того как ты вступаешь в половые связи, пробуешь и жестокость и нежность, познаешь этот мир. Создание кино - такой животный процесс для меня.
- Насколько изменился сценарий в процессе работы?
- Сильно изменился, конечно, ведь его сначала Клавдиев писал, потом Сандрик (Александр Родионов, - ред.), и Клавдиев его просто не узнал. У Клавдиева, например, вместо девочки Ляли был мальчик Артем, который с Катей в осеннем парке пинал листья. Он у нас романтик... Сандрик очень робко все менял. А потом пришла Полина и поменяла всю свою линию, потом Агния, потом все трое. Они говорили: я не могу такое сказать, в жизни никогда бы такое не сказала. И сценарий менялся. Потом он и на площадке менялся. Когда Сандрик приходил, все из уважения к нему ничего не меняли, а когда его не было, я актерам разрешала менять и мизансцену, как им удобно, и речи, и диалоги. Сандрик был против. Например, когда они клянутся в дружбе, я сказала: «Ты говори побольше междометий», и она начала врубать «короче, блин, короче, блин, короче». Сандрик уже умолял этого не делать, но в итоге на монтаже взяли мой дубль.
- В девятом классе - такой период, когда ты либо сломаешься, либо ты пойдешь дальше. На экране мы наблюдаем тот самый слом. И в своем окружении мы видим этот переход: кто-то справился, а кто-то остался в этом девятом классе и дальше гробит свою жизнь. Среди Вашего окружения из Строгино многие ли пошли дальше?
- Да, это хороший вопрос. Когда я пришла в школу постсоветского пространства, я поняла эту дикую идеологию подавления твоей индивидуальности, твоей личности. Это слом характера, унижение, дидактика. Это такая прививка от фантазии, как у Замятина. Мы будем ходить строем в униформе и жить в искусственном мире - вот что самое страшное для меня. И я сохранила свою индивидуальность - я просто сбежала из этой школы, из этого мира. Заперлась в квартире. Мы в Строгино жили, все вместе бухали на лавках, все мои друзья были старше, чем я, и многие уже тогда обнаруживали признаки легкой деградации. Сейчас многие стали просто алкоголиками - я говорю не в упрек им. А вообще стандартный вариант - она пошла после девятого класса в медицинский техникум, встретила мальчика - консультанта «Ароматного мира», они родили ребенка и теперь они в центр из Строгино будут неделю готовиться поехать.
- А в Европе такая же ситуация или другая?
- Не знаю. Я редко бываю в Европе для того, чтобы понять, что у них происходит в семьях. Но мне кажется, это космополитический вопрос.
- Какая была реакция на фильм у европейской публики?
- Позитивная. Мы же говорили про Канн... Меня любят залы, там эмигрантов много, я с этим приезжаю в Европу, для меня уже праздники готовят. Эмигрантская среда довольно гнилая, это не секрет, конечно, но ко мне ходят такие бабушки и дедушки, один из них мне даже стихи написал после просмотра, что я надежда, что мне Господь в руки дал этот талант - это приятно все. Там люди гораздо более свободные. Они приходят радоваться кино, понимать кино, наслаждаться. Для них кино сохранило этот фактор ярмарочного кино, развлечения, и это правильно. У нас очень много зрителей и критиков ходят на кино злиться, не понимать, потом ненавидеть это все. У нас люди просят каждый год: дайте нам хорошее профессиональное кино. Когда ты им даешь это кино, им не нравится. Ни «Все умрут, а я останусь» им не нравится, ни «Адмирал», - им нравится Джеймс Бонд. А там все спокойно. У нас фильм сейчас выходит в Париже, там все очень благосклонно. Если ты туда попал, тебя будут отслеживать, тебе помогут.
- Когда Вы делали свое кино, Вы соотносили с молодежными сериалами Запада?
- Нет, я их просто не знаю. Я не насмотренный зритель. Там такая огромная индустрия, что, я думаю, если задаться целью отсматривать кино про подростков, то найдутся прекрасные фильмы. Ларри Кларка я уже потом посмотрела...
- Алишер Хамиходжаев снимал до того «Бумажного солдата» Германа...
- Да, он ушел с половины фильма, когда я его пригласила. Это было долго и мучительно, но конфликта с Германом не было. Они отсняли до середины, и тут я поняла, что без Алишера я не справляюсь, позвала его, он вскоре согласился. Я потом встретилась с Германом, и он сказал, что больше никогда не возьмет к себе такого мастодонта-оператора, что ему проще работать с молодыми людьми, которые будут смотреть ему в рот и делать именно то, что хочет Герман. А Герман всегда точно знает, что он хочет получить. У него же имперское сознание.
Главное - не работать на сохранение того, что у тебя есть, а двигаться вперед. Больше профессионализма - это не значит, что исчезнет искренность. Кино станет лучше и профессиональнее. Я учусь на своих фильмах.
- Мы много говорили о героинях, давайте поговорим про героя. На мой взгляд, он должен быть не таким.
- Это отдельная дикая и страшная песня. Донатас Грудович - это два месяца ужаса. Я ему обещала эту роль еще за два года до создания фильма, и отмазаться я никак не могла. Когда я принесла кастинг продюсеру, он сказал: все нормально, но кто этот неприятный толстый мальчик? Он совершенно не герой. Я говорю: а что вы хотите - голубоглазого блондина? Это же клише. И потом оказалось, что это стопроцентное попадание. И ему было трудно со мной работать, и мне с ним. Но мы не отказывались дальше вместе работать. Он просто трудно поддается дрессировке, очень амбициозный. Обычно он играет самого себя. Актерский состав - это сложный симфонический оркестр, где все надо настроить. А он все время выпадал, он слушает только себя, для актера это очень плохо, с ним трудно. Поэтому мы урезали все его сцены, его реплики. Только сцена секса ему удалась - там он был королем и хозяином ситуации. И это его фраза Not a girl - not yet a woman. Сандрик был категорически против этой фразы. Но когда он говорит - это совершенно органично.
- В прессе жанр фильма определяется как трагикомедия. Кто дал это определение?
- Кажется, это сделали ребята из «Афиши». Я снимала психологическую драму. Следующий мой фильм будет экзистенциальной драмой.
А интервью - это мое бесплатное творчество. Это не личная информация, а часть проекта. Я просто развлекаюсь и развлекаю людей. Кто не веселится от моих фильмов, веселится от моих интервью.
Почему мы все же говорим об этом фильме на православном сайте? Не бойтесь, автор статьи сейчас не начнет повторять мрачное «молитесь, поститесь и слушайте радио «Радонеж». Правда, и умалчивать о том, что православному из любого ужаса, в том числе и из школы в Строгино, открыт через покаяние путь в совсем другую и куда более, как нам кажется, осмысленную жизнь, мы не хотим. Но и для тех, кто пока не знает, что такое покаяние, как нам представляется, есть варианты.
Да, жизнь в 14 лет может быть совершенно беспросветной. Сигареты, алкоголь, мат и секс могут быть единственными критериями взрослости. Хочется повзрослеть и хочется, чтобы взрослые сдохли, - одновременно. И никакого противоречия в этом не ощущается.
Да, в школе отчаянно травят того, кто не похож на остальных. Да, в школе заключаются союзы по принципу «против кого будем дружить». Одновременно хочется «быть не хуже других», то есть быть как все, и «самореализоваться». Да, с точки зрения одиннадцатиклассника девятый класс - малявки. И немало раздается реплик о том, что фильм Германики показывает достаточно мягкий вариант - «детский сад» по сравнению со школами, где могли бы не попугать в туалете, а всерьез покалечить, окунуть головой в унитаз и запереть. По меньшей мере, после драки не только пивом бы облили поверженного «врага».
И все же в фильме чего-то не хватает для правды. В мире Германики есть только один путь - Катин. Все остальное - либо тот же путь, только еще не пройденный до конца, как у Жанны и Вики, или вообще не путь, как у Ляли. А в мире живом все же есть иные варианты. Путь той же Вики, которую режиссер считает попросту дурой, не обязательно должен сложиться описанным образом: не обязательно она подсядет на наркотики, пойдет по кругу случайных связей со старшеклассниками, потеряет способность учиться. Что плохого в том, чтобы любить принцесс в 14 лет? Автор этой статьи едва ли не целиком знала наизусть в этом возрасте «Алые паруса». Это ничему не помешало и не сказалось губительно на умственных способностях.
В жизни есть разные пути. В мире есть белое и черное, и не только это, а тысячи оттенков и цветов. И показать только черное или только белое - это еще не реализм и не честное искусство. Опыт счастья и опыт несчастья, - сказала Валерия о своем фильме. Где же в нем опыт счастья? Сцена клятвы в «вечной» дружбе? Или, простите, сцена в подвале?
Жестокость и нежность - но где же нежность? Где в мире, который показала Германика, ею же поименованные счастье и нежность? Нежность мамы к дочке, порезавшей руку в ванне? Нежность отца к дочери, посылающей родителей в известном направлении? Германика не видит просвета и здесь.
Мое искусство несет позитив, в отличие от Достоевского, который вгоняет в депрессию, - говорит режиссер. Но у Достоевского есть варианты, есть катарсис, очищение и обновление. А у Германики не то что катарсиса - просвета нет.
Можно проучиться в школе положенный срок, ни разу не попробовав курить, не пробуя алкоголя, не пользуясь косметикой, лишь теоретически зная о том, что будет дальше поцелуев, и при этом весьма умеренно потерпев от сверстников. Думается, и Лялю одноклассники не очень задевают - поставили на ней крест и искренне не замечают.
Но затем ли дано нам искусство, затем ли дана нам способность осмысливать жизнь вообще, чтобы заметить только один путь из множества? Нечестно будет не видеть рядом с собой черного, нечестно будет не видеть и белого.
Даже если света в мире с субъективной точки зрения героя нет, как нет крестика на шее ни у одной из девочек, есть в жизни просветы. Нет просветов только в «честном кино» Валерии Гай Германики.