Иверская икона вернется в Новодевичий монастырь
ИВЕРСКАЯ
Отряд в селе остался на постое,
Солдаты занимали сеновал.
И мыслями своими каждый воин
В ту ночь уже в столице пребывал.
Вдали сверкала башнями Никея,
У берега темнели две скалы,
И море, на закате пламенея,
Катило к ним послушные валы.
Крестьянка хлеба вынесла покорно,
Лежала рыба на печных углях.
И хижину, что крепче и просторней
До утра занял молодой кентарх.
Уха дымилась в деревянной миске,
Кисейка узой до краев полна.
И освещала профиль исаврийский
Глядевшая на воина луна.
Кентарх сидел, водя суровым взором,
По стенам, полкам, пыльному ковру
И за пустым ленивым разговором
Полушутя расспрашивал вдову:
<<Ответь, подруга, тяжко ль одинокой
У моря дни и ночи провожать?
Ты молода. Зачем себя до срока
Навечно в душной келье заключать?
А ну, подай еще, пожалуй, чашку,
Полнее лей - ведь льешь не старику.
Чего молчишь? Да видно ты монашка!
Знавал я чернохвостиц на веку!
Нарядятся, как темные вороны,
То плачут, то колдуют, то шипят,
И тайно нечестивые иконы
На чердаке и в погребе хранят.
Послушай, мать! Открой-ка занавеску,
Да выставь из угла теперь мешок>>, -
Шатаясь, сотник поднимался с места
И по ковру пошел наискосок.
Как-будто диавол черными устами
Ему на ухо слово прошептал.
Угрюмый воин засверкал очами:
Священный образ перед ним стоял.
Налился мутный взор кентарха гневом,
К себе икону он поворотил,
Короткий меч занес над Чистой Девой
И в белую ланиту поразил.
Но что это? Вдруг слышит варвар стоны!
И ужаса в душе не побороть.
Сочится кровь по капле от иконы,
Как бы пронзила сталь живую плоть.
Кентарх вскочил и выбежал со страхом,
На камни островерхие упал.
И труп его холодным звездным прахом
Уже рассвет небрежно осыпал...
.............
Когда лежала, кровью истекая,
Моя страна, поругана врагом,
И варвары от края и до края
Ее стальным рубили топором,
И в каждом сердце чувства умирали
Теряла бодрый разум голова,
И лишь уста Твоих детей шептали
Пред Иверской иконою слова:
Пречистая, не осуди нас ныне
В огне и дыме верных сохрани!
А тех, кто поднял руку на святыни,
Безумием из храмов прогони.
Справка:
Список иконы Божией Матери «Иверская» на Русь 13 октября 1648 года принесли три инока со святой горы Афон.
В годы правления царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.
Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к архимандриту Пахомию с просьбой даровать святыню Московскому царству, и тот обещал сделать для российского государя ее точный список.
Изготовление списка было поручено иконописцу иеромонаху Ямвлиху (Романову). По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец строго постился (вкушал пищу по субботним и воскресным дням), а вся братия афонского Иверского монастыря дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии.
Получившийся список, передаваямый Новодевичьему монастырю, получился полностью идентичным оригиналу. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648».
Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.
Икону поставили в Успенском соборе Московского Кремля, затем - в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков. Поход увенчался победой, и в благодарность царь поставил икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Из-за этого в XVI-XVII веках монастырь называли именовался «домом Пречистой Богородицы». Обитель имела высокий статус «царского богомолья»
Почитание Иверской иконы быстро распространилось по Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы. Он был сделан уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Сейчас этот третий список находится в Воскресенской церкви в Сокольниках.
Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых его выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.
После закрытия Новодевичьей обители Иверская икона вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.
Ныне чтимый образ возвращается на свое историческое место в Смоленский собор обители.
В передаче образа примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Икона крестным ходом будет пронесена духовенством Московской епархии от святых врат обители в Смоленский собор, где перед ней будет совершен молебен.
Начало в 14.00.
Читайте также:
Встреча с Иверской | Встреча с Иверской26 октября 2011 |