Протоиерей Александр Ильяшенко: Красная Армия оказалась богоугодной
- Отец Александр, чем стала Великая Отечественная война для нашего народа и государства? Почему, на Ваш взгляд, Господь попустил это страшное испытание?
- Можно достаточно часто слышать, что война стала наказанием нашему народу за грех вероотступничества. Но, на мой взгляд, здесь возможен и другой подход. Ведь очень часто страдают люди невинные, причем за те грехи, которые совершили другие. Например, когда во время боевых действий воинская часть попадает в окружение, и кто-то остается прикрыть их отход, понимая, что останется здесь навсегда, за что он погибает? Не за свои грехи, а за други своя! Мне кажется, что русский народ в ХХ веке стал жертвой за отступничество других народов, которые далеко отступили от Бога. Но в итоге атеистическая Красная Армия оказалась богоугодной, и именно ей Господь даровал победу, а не германской армии, которая формально не была атеистической.
- Но ведь именно в период войны произошел некий перелом, и тот атеистический подход, который доминировал в государстве с 1917 года, частично был выправлен, произошло обращение к традиционным ценностям, к отечественной истории, памяти великих русских полководцев?
- Важно подчеркнуть, что этот поворот произошел в верхушке Советского государства, но не в народе. Ведь согласно переписи 1937 года наш народ засвидетельствовал, что был и остается верующим. Во время войны руководство страны поняло, что ему нельзя лишаться народной поддержки, иначе страна потерпит поражение, а оно само будет уничтожено. Так что с одной стороны, это все-таки был политический маневр, но с другой стороны, для многих, стоявших у кормила власти, это, конечно, было искренне. Надо иметь в виду, что многие представители коммунистического руководства воспитывались в царское время в традиционных верующих православных семьях, получили соответствующее образование, включая Закон Божий. Так что, это было для них собственным воспоминаем детства, прочно внедренным в сознание. При этом я хочу подчеркнуть, что именно русскому народу, а не советскому государству, Господь даровал победу, вырвав ее из рук исключительно опытного и доблестного, несмотря на свою крайнюю жестокость, противника.
- Но вернемся к Церкви в Великой Отечественной войне. Ведь именно в эти годы войны было вновь возрождено Патриаршество, открыты многие храмы, и часть духовенства вышла на свободу. Насколько вообще этот период был значим для внутреннего состояния Церкви?
- Перед самой войной на свободе оставалось всего четыре архиерея, занимавших кафедры. Вся основная масса иерархов была или уничтожена, или в находилась в заключении, откуда в итоге вышли буквально единицы. Последняя предвоенная пятилетка была объявлена «безбожной». Еще немного и наша Русская церковь осталась бы без епископата, то есть перестала бы существовать. Но с началом войны всколыхнулся дух нашего народа, всколыхнулась и его вера. Я хочу обратить внимание на такие слова знаменитых песен, которые, на мой взгляд, можно прировнять к какой-то крупной победе.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.
Разве для последовательного большевика может быть что-то священным? Ведь это же противоестественная лексика для атеиста. Но эта песня еще в самом начале войны была принята и всем народом, и правительством.
Или марш защитников Москвы, автор слов — Алексей Сурков:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
Сурков родился в царское время и в храме, конечно же, бывал, где не раз слышал слова молитвы: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстательству» .
Эти песни, очень глубоко воспринимались нашим народом, потому что соответствовали его православному духу.
- При этом известно, что Церковь активно вложилась в Победу не только своими молитвами?
- Иногда мы делаем несколько неправильные выводы. Всем известно, что Церковь собрала средства на строительство танковой колонны Дмитрия Донского, что была эскадрилья «Александр Невский», что было собрано 300 млн. рублей в Фонд обороны. Но все познается в сравнении. Танковая колонна – это 40 танков, эскадрилья – 9 самолетов, а за годы войны были произведены десятки тысяч танков и самолетов. Столь скромный вклад — это свидетельство, насколько была разорена Церковь, что не могла дать большего. Ведь и 300 млн. рублей – это совсем немного, если считать, что согласно переписи 1937 года в стране было около 100 млн. верующих, то это всего лишь по 3 рубля с носа за 4 года войны! Увы, это свидетельство обнищания русского народа и разгрома Русской Православной Церкви. Хотя и те 100 тысяч самолетов и которые,— это тоже Вкладом Церкви в Победу и являются эти 100 тысяч танков и 100 тысяч танков, потому что, в основном, собирали их на заводах верующие люди.
Можно напомнить документальный сериал советско-британо-американского производства 1978 года, «Неизвестная война». Там, например, есть эпизод, как идет колонна наших бойцов, а рядом на пригорочке стоит седовласый священник и осеняет их крестом. Также известны фотографии, как награждают священников, которые помогали партизанам. Можно вспомнить, как раненого красноармейца выходил священник, потом немцы его расстреляли за связь с партизанами. И таких моментов — множество.
- В том числе именно подобные эпизоды можно найти на созданном Вами Интернет-проекте «Непридуманные рассказы о войне»? Расскажите немного об этом начинании.
- Войной я интересовался давно, еще с самого детства. В 50-х годах были изданы мемуары немецких военачальников. Это чтение шло в разрез с тем, что рисовала казенная советская историография, привносившая в общую картину войны множество искажений, обусловленной царившей тогда марксистско-ленинской идеологией.
Наш Интернет-проект появился около 7 лет назад, на нем мы собираем воспоминания очевидцевсобытий, которые не проходили идеологической обработки. Так, например, я был в Греции и познакомился с несколькими нашими русскими эмигрантами, которые прислали нам интереснейшие воспоминания бывшего греческого главнокомандующего маршала Папагоса, которые мы впервые опубликовали на русском языке. В частности, маршал описал, как на его глазах убили Якова Джугашвили, сына Сталина. Яков был взят в плен и попал в офицерский лагерь. Там его сфотографировали с немецким офицером в непринужденной обстановке, ведь в офицерском лагере были не такие жесткие условия. А потом Якову показали листовку, где он стоит, улыбаясь, с фашистским офицером, и текст, обращенный к нашим солдатам: «Переходи на германскую сторону, нам здесь хорошо живется!» Когда этот подлог открылся, он в ярости бросился на немецких офицеров, и его застрелили. Маршал Папагос — человек совершенно независимый. А потому подобные свидетельства очень значимы.
Сегодня нам очень важно искать тех ветеранов войны и тружеников, которых Господь еще сохранил, общаться с ними, просить, чтобы они рассказали то, что видели, одновременно поддерживая этих людей, так как практически все они уже немощны. И мне кажется, что постепенно мы совместными усилиями сможем восстановить правдивую картину такого сложного и противоречивого явлении, как Великая Отечественная Война.