Подмена как жанр
Стрекот звонков и переключателей, шум голосов, шуршание юбок. И Анджелина Джоли - одна из передовичек.
В легком платье нежно-зеленого цвета и круглой шляпке без полей. Сейчас она решает важные проблемы на работе, через минуту уже дома с подрастающим сыном, кормит его завтраком и обещает завтра сводить покататься на каруселях.
Анджелину Джоли подменили. В новом фильме Клинта Иствуда «Подмена» звезда Голливуда надела на себя маску застенчивой матери, страдающей за своего ребенка. Но маска эта ей не в пору. Потому что перед нами все та же Джоли. И ее губы, заслоняющие блеск глаз и попытки изобразить какие бы то ни было эмоции. Но это так, ремарка. А главное в том, что режиссер снял фильм, основанный на реальных событиях. Еще одна страшная история про маньяка-убийцу. Но это не документальное кино, а художественная пародия на него.
Очень неторопливо с длинными лирическими отступлениями Клинт Иствуд рассказывает нам о буднях нью-йоркской матери-одиночки. И хотя с одной стороны мы видим постоянное движение этой женщины вперед, ее стремление все успеть, и по контрасту быстрый цокот каблуков века, но все это утопает в холодно-зеленых, голубых, серых тонах, выбранных оператором. В этой камерности так нелепо выглядит Джоли и ее яркие губы. Мы видим Джоли, но никак не героиню-мать.
Ведь у женщины пропал ребенок. Потом по странному стечению обстоятельств он нашелся, но не тот. А ловкий самозванец, который выдает себя за настоящего. Растерянная мать в панике, но полиция подсказывает, что стоит успокоиться и ребенка принять. Что женщина и делает. Но не может смириться с тем, что её-то ребенок так и не нашелся, где он?
И здесь эта заявленная драматичность теряет свои начальные черты и уже начинает походить на триллер с весьма закрученным сюжетом.
По ходу действия картины так до конца и не понятно, что же перед нами. Драма ли, триллер или все вместе? И это все портит, когда ты ждешь одного, то получаешь другое. В случае с «Подменой» это не приятная кинематографическая находка, а желание устрашить, накрутить, раздуть.
Клинт Иствуд мастерски выстраивает изобразительный ряд и использует все те эффекты, которые помогают создать атмосферу фильма. Да у «Подмены» есть атмосфера, очень хорошо ощущаемая, но она не раскрывается, она нависает всей своей тяжестью над зрителями. Она пугает, но не заставляет плакать и не дает возможности замирать сердцу от неожиданного или напротив долгожданного поворота событий.
Единственное, что в «Подмене» заслуживает внимания - это сюжет. Да, это страшная история, но она создана и подсказана самой жизнью, а не умелыми сценаристами. Это история о трагедии в жизни матери, о потере самого дорого - ребенка и о том, как трагедия превращается в спекуляцию, руками тех, кому это удобно. В данном случае полиции. Мы становимся свидетелями как невидимый маховик обстоятельств, случайностей приходит в движение и поглощает маленькую, беззащитную женщину.
Но когда режиссер отходит от простого повествования и включает в действие свои размышления, специфическое строение кадра - камерность, ужимки Джоли, то сильная по эмоциям и по смыслу история превращается в кровавую фантасмагорию, окончания которой ждешь с нетерпением.
Невольно вспоминаются произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ». Автор изображал по-настоящему страшную жизнь и события, но делал это подчеркнуто документально и просто. И вот эта простота у него заиграла, запела и вызвала резонанс в сердцах и мыслях читателей. Мы это читаем - мы это видим. А в «Подмене» эта псевдодокументальность стирается и переворачивается с ног на голову. К ней добавляются детали, нюансы, помарки. История теряет свою ценность, потому что перебор, потому что всего много. Возникает мысль о той самой подмене, которая заявлена в названии фильма. Его словно подменили. Сюжет об одном, а актеры говорят совсем о другом и на чужом языке. Анджелина Джоли в фильме не похожа на страдающую мать. Не похожа она и на женщину-борца, как её неоднократно называют в кадре.
Немое восхищение и ужас одновременно вызывает только начальная ремарка, что фильм основан на реальных событиях. Все остальное забывается.
Как ни странно, наиболее правдоподобно в «Подмене» смотрится маньяк-убийца. Человек, который уверен в своей правоте, безумен, но очень осторожен. Он до конца остается подлецом, до конца жизни играет в какую-то игру. Акценты в фильме перемещаются с одного персонажа на другого. И когда все внимание сосредоточено на маньяке, ужас становится реальностью. Перед нами тот, кто еще что-то для себя не решил, он, словно ставит эксперимент. Но какой? Мы не узнаем, нарушитель нравственного закона не анализируется режиссером. Мы не узнаем здесь об истории греха о том, почему так случилось, и пришел ли он к чему-нибудь в итоге кроме смерти. Зато перед нами дети, которые стали жертвами преступника и так или иначе оказались втянутыми в эту историю. Среди них маленьких мальчиков тоже есть подлецы и свои герои. Изображение детского порока становится для зрителей откровением и даже испытанием. Потому что очень сложно поверить в то, что девятилетний мальчик может бросаться к незнакомой женщине со словами: «Мамочка, наконец-то мы встретились!»
И хотя у этого фильма нет окончания, но судя по всему для матери апофеозом всего стали слова маньяка о том, что ее сын не такой, что «он - ангел».
Но никакого облегчения, катарсиса финал «Подмены» не приносит. История рассказана, но история не понята и не прочувствована самими создателями картины. Поэтому после остается так старательно выстроенная Иствудом тяжесть.
http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=CHNGL