Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 10 апреля
Константин Сергеевич Аксаков вырос в семье, крепко державшейся старорусских традиций. Он получил прекрасное домашнее образование. В 1835 г. Аксаков окончил факультет словесности Московского университета. В 1830-40 гг. в Университете развивались и взаимодействовали многие направления русской общественно-политической мысли. К.С. Аксаков активно участвовал в научной и общественной жизни. В 40-х годах XIX в во многом под влиянием исторических и литературных трудов К.С. Аксакова в Москве оформилось общественное движение славянофилов.
Это движение сыграло большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. В своих трудах славянофилы защищали мысль о том, что Православие является основой русской культуры и быта русского народа. Они отстаивали идеи национальной самобытности русского народа; призывали к укреплению традиционных для России форм общественной жизни в виде общины и артели; выступали за освобождение русского языка от иностранных влияний и т. п.
Славянофилы противостояли движению западников, которое возглавлял А.И. Герцен. Западники обосновывали для России путь развития западных демократий, считая самодержавие и Православие отжившими формами правления и мировоззрения, тормозящими развитие страны.
Характер этой борьбы, а также взгляды сторон очень емко были сформулированы В.В. Розановым в 1914 г.: «“Спора” никакого не было и не вышло... Было гонение, было преследование; было на семьдесят лет установившееся заушение, плевки, брызги жидкой грязи, лившиеся с колес торжественного экипажа, где сидели Краевские, Некрасовы… Чернышевские, Писаревы, – на людей, жавшихся куда-то в уголок, неслышимых, неразбираемых, некритикуемых… Так вот в чем дело. И вот где корень расхождения…, которое определило собою на семьдесят лет ход русской истории… Шло дело о нашем Отечестве, которое целым рядом знаменитых писателей указывалось понимать как злейшего врага некоторого просвещения и культуры, и шло дело о христианстве и Церкви, которые указывались понимать как заслон мрака, темноты и невежества; заслон и – в существе своем – ошибку истории, суеверие, пережиток, “то, чего нет”». По своей роли в общественном движении А.И. Герцен был кучером упомянутого «экипажа».
Деятельность К.С. Аксакова и всего движения славянофилов была чрезвычайно важна и судьбоносна для России.
Выступая против западников, славянофилы выступали против космополитического мировоззрения и низкопоклонства перед Западом. Их взгляды по существу стали основой внутренней политики в царствование Александра III.
Две точки зрения относительно пути развития России в том или ином виде существовали на протяжении всей истории нашей страны и существуют по сей день. Призыв славянофилов искать в прошлом своей Родины идеал для ее настоящего устройства и будущего развития остается актуальным и сегодня.