Пост как оружие
Пост — это воздержание. Добровольное самоограничение в пище, в развлечениях, общении с миром. Это с одной стороны. Пост — это жертва благодарения Богу за ту великую искупительную крестную жертву, которую принес за нас Cам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Пост же — это и сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная нам Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесного. Пост, наконец, это аскетическое средство. Напомню, что аскеза по-гречески — «упражнение», то есть пост — это упражнение для души и тела. И о посте нам неоднократно свидетельствует Священное Писание.
Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение подобно Содому и Гоморре и послал известить об этом пророка Иону, то царь Ниневии, как говорит Священное Писание, «встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот ничего не ели и воды не пили, и крепко вопияли к Богу, и чтоб каждый обратился от злого пути своего, может еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Книга пророка Ионы, 3 глава, 6 и 10 стихи). На этом примере можно видеть, как пост, являющийся выражением покаяния и сокрушения о грехах, отводит от кающейся Ниневии, от кающихся жителей гнев Божий. Таких примеров множество.
Покаяние ниневитян |
Но кроме того, что пост в сознании ветхозаветных людей умилостивлял Бога, приводил людей к покаянию и свидетельствовал перед Богом о действительной перемене, совершившейся в душах людей, пост и в Ветхом, и в Новом Заветах является еще очень важным моментом или фактом или фактором перемен, происходящих в душе человека. Скажем так: душа человека в период поста находится в состоянии особого искуса, человек, претерпевая и душевное какое-то утеснение и физическое, человек тем самым свидетельствует перед Богом, что он готов жить ценностями другого порядка, ценностями небесного порядка. Он готов идти вслед воле Божьей, идти за голосом Божиим. Поэтому очень многие пророки, очень многие подвижники на границе своего ответственного служения всегда постились, ничего не ели, ничего не пили, одевались в бедную одежду, лишали себя каких-то развлечений. Например, уже в Новом завете читаем, [что] в период подготовки к ответственному общественному служению 40 дней постился Христос, не ел и не пил, помните, и напоследок взалкал.
После своего обращения, этого удивительного осияния его светом, по пути, по дороге в Дамаск постился апостол Павел. Как сообщает об этом Книга Деяний (9 глава, 9 стих), «три дня он не видел, и не ел, и не пил». Позже, уже перед отправлением на проповедь, апостол Павел так же усиленно постится (Книга Деяний, 13 глава, 2-3 стихи). И это только то, что мы знаем конкретно. Сам же апостол Павел так говорит о себе: «Я был часто в посте» (2-е к Коринфянам, 11 глава, 27 стих). Можно приводить массу примеров и из Ветхого завета, но, думаю, что это не стоит делать. Приведу лишь только слова пророка Даниила, сказанные еще в Ветхом Завете за несколько столетий до рождества Христова. Пророк Даниил говорит: «Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней, вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои».
Апостол Павел на пути в Дамаск |
Но не только, как я уже сказал, выражением покаяния и примирительной жертвы за грехи является пост. Пост — не просто лишение человека каких-то удовольствий, каких-то развлечений, употребления пищи определенного рода. Пост — это и время наиболее напряженного христианского духовного делания, христианского в смысле молитвы и христианского в смысле общественного служения. Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, наконец, врата рая и небесного наслаждения».
Вот Иоанн Лествичник, живший в IV столетии нашей эры, человек, являющийся монахом, то есть человеком, который всю свою жизнь посвятил Богу, молитве, сам знающий не понаслышке, что такое пост, сам строго молящийся, вот что он пишет о посте, вот какими замечательными качествами обладает пост. Пост и угашает наши телесные и душевные разжения, какие-то нечистые мысли, похотения наши. Он истребляет сердечную бесчувственность, он приводит нас к горячей, живой, чувствующей Бога молитве. Наконец, пост, как пишет Иван Лествичник, является вратами рая и небесного наслаждения. Причем, как мы уже сказали, суть поста не в том, чтоб только не есть определенные виды пищи. В таком случае пост можно назвать диетой или вегетарианством.
Патриарх Тихон |
А, например, у того же Святейшего, недавно канонизированного патриарха Тихона, Московского и всея России, есть замечательная работа. Называется «Отличие христианского поста от вегетарианства». Если мы не едим мясного, но просиживаем часами у телевизора — это не пост. Если мы во время поста ходим в кино, в театр, предаемся увеселительным мероприятиям — это тоже не пост. Если мы проводим время в пустых разговорах, в болтовне, обсуждении кого-то или осуждении, в ссорах — это тоже не пост. Наконец, если мы сами, воздерживаясь от скоромной, то есть мясомолочной пищи и развлечений, осуждаем других за нерадивую жизнь, это тем более не пост.
Пост — это воздержание от всего, что может вставать между нами и Богом. Пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом. Это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни. Период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. И таким постом наша душа исцеляется. Она, привыкая к лишениям, становится готова и к вечности. Наконец душа выходит из рабства, из повиновения телу. Не тело, не плоть диктует свои условия душе, а душа повелевает телом.
Наш Спаситель однозначно сказал, что род лукавый, бесовский, тормозящий нас в нашем духовном восхождении, в нашем духовном развитии, изгоняется постом и молитвой (Евангелие от Марка, 9 глава, 29 стих).
Впервые опубликовано 3 марта 2009 года