Святой праведный Алексий Мечев
Существует церковное предание, что мир не погибнет, пока на земле хоть где-то совершается божественная литургия. Это предание имеет основание в самом существе христианской веры. Литургия - самое важное, что может произойти на земле. На каждой литургии, даже в самом захолустном деревенском храме, совершается великое чудо: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, Спасителя мира. Этим чудом человек реально соединяется с Богом, им держится единство Церкви, Тела Христова, как определяет ее апостол Павел; им же стоит мир. Таким образом, спасителями человечества оказываются священники: и маститые архиереи, и простые сельские батюшки. Конечно, чудеса совершаются Самим Богом, от священнослужителей требуется лишь благоговейно принести святыню людям. Это - самое важное в священнической миссии. Ответственное и смиренное служение дает священнику тот радостный свет веры, которым он может поделиться со своей паствой, который просветит окружающий его мир. Святой праведный Алексий (Мечев) всей своей жизнью стал примером такого благоговейного священника и показал, насколько может преобразить людей соприкосновение с подлинным служителем Божиим.
В массовой культуре за «спасителями мира» закрепился почти карикатурный образ суперменов, по большей части нравственно не очень-то совершенных и интеллектуально убогих, зато обладающих немереным самомнением и экзотическим одеянием. Святой праведный Алексий, служивший обычным священником в московском храме во имя святителя Николая в Кленниках, по отзывам современников, выглядел более чем скромно: он был похож скорее не на столичного иерея, а на простого сельского батюшку. Приход, в который назначили о. Алексия, был ничем не примечательным, малопосещаемым и крайне бедным. Восемь лет святой каждый день служил в пустом храме, лишь по воскресеньям в нем появлялись немногие прихожане. Знакомые священники удивлялись подобной ревности о. Алексия: даже просто будничные службы в приходских храмах были чрезвычайно редки, а ежедневное богослужение в бедной церкви с одним священником вообще казалось чем-то невероятным. Кроме того, любому священнику приходилось часто выезжать освящать квартиры, исповедовать, причащать и соборовать больных и умирающих, служить различные требы. О. Алексий с радостью соглашался посещать самые отдаленные и бедные районы. Часто он не только ничего не получал за эти поездки, но и сам жертвовал свои последние деньги обездоленным. Однажды в Рождественский сочельник святой, сам имевший многодетную семью, оставил всё содержимое своего кошелька, скопленное к празднику, наверное, за многие месяцы, у больной женщины. Приехав домой, он с горечью подумал: «Вот там нищета, и здесь нищета, там полуголодные дети, и здесь полуголодные дети, - правильно ли я поступил, что все отдал другим, а своим ничего не оставил?» Господь чудесно разрешил недоумение праведника. Неожиданно появился благотворитель, который пожертвовал о. Алексию достаточную сумму.
Несмотря на огромную занятость, беспросветную бедность и, казалось бы, полное отсутствие надежды на успех, святой не оставлял своего начинания. Ему было важно, чтобы в Москве был храм, куда в любой день можно было прийти со своими горестями и скорбями, отпраздновать память своего святого, снять тяжесть с сердца, исповедаться и причаститься; а главное, чтобы в нем постоянно совершалась божественная литургия. Постепенно москвичи узнали, что такой храм существует, и к о. Алексию потянулись люди, каждому из которых добрый батюшка умел найти подходящее слово. Встреча со святым преображала всех: пьяницы бросали пить, казалось бы, разрушенные семьи восстанавливались, люди, почти утратившие веру, возвращались в Церковь. Даже те, кто изначально был враждебно настроен к о. Алексию, невольно проникались добротой и участием святого. Во время революции 1905 года в храм святителя Николая ворвалась толпа студентов с намерением устроить погром. Один из погромщиков зашел в алтарь, чтобы спровоцировать священника. Каково же было его удивление, когда он увидел доброе, светящееся искренним участием лицо о. Алексия и услышал совершенно неожиданные слова: «Как хорошо, что молодые люди пришли так рано в храм Божий помолиться». Сердце юного бунтаря смягчилось, а затем утихомирились и его товарищи. Выйдя из алтаря, батюшка убедил молодых людей вместо того, чтобы бунтовать, разойтись и заняться делом: учиться, позаботиться о родителях, как-то устроить свою жизнь, чтобы была любящая семья, добрые воспитанные детки. Кто знает, скольких из этих студентов наставление о. Алексия отвратило от революционной деятельности.
По долгу службы святой преподавал Закон Божий в женской гимназии. Девочки сразу же полюбили своего необычного учителя. Стоило ему появиться в коридоре, на него сразу же устремлялись стайки гимназисток с радостными приветствиями. Батюшка не стремился дать своим ученицам лишь схоластический набор знаний, необходимый для сдачи экзамена (тупая зубрежка может скорее отвратить от веры, чем привести к ней: небезызвестный Володя Ульянов, будущий тиран и гонитель Церкви, имел «5» по Закону Божию). И на своих уроках святой нес окружающим живой и радостный свет христианства. Именно благодаря этим урокам многие гимназистки стали по-настоящему верующими людьми.
Наконец, наверное, главной заслугой о. Алексия стало создание при храме святителя Николая крепкой общины, которая не распалась и после смерти в 1921 году ее святого основателя и в годы гонений явила пример истинного братства между людьми.
К лику святых причислен и сын святого праведного Алексия - Сергий, также ставший священником и принявший мученическую смерть за Христа от безбожной советской власти.