Российское общество не расколото: к итогам одной теледискуссии
Недавно в программе Владимира Соловьёва «Поединок» на телеканале «Россия-1» состоялась дискуссия вокруг фильма Аркадия Мамонтова «Провокаторы-2», показанного на этом же канале двумя днями ранее в рамках проекта «Специальный корреспондент». Вызов тележурналисту, разоблачившему в своих двух документальных фильмах кукловодов, стоявших за провокацией Pussy Riot, бросил известный либеральный политик, лидер Союза правых сил Леонид Гозман.
Накануне в своём твиттере Гозман не жалел выражений (оригинальная орфография сохранена): «Программа Мамонтова – за предельная дикость, манифест православного шариата!.. А ведь это рупор власти!», «Где ж он столько идиотов нашел? Всех собрал или еще где-то парочка осталась?», «Мамонтов закончил. Может, все это померещилось? Не может же быть такого в 21 веке!».
В своём вступительном слове Гозман заявил, что власть «нас держит за идиотов», «на государственном канале за наши деньги нас натравливают друг на друга, нам говорят, что мы всё делаем по указке из-за рубежа», «всё, что делает Мамонтов, вызывает у меня и у всех моих друзей возмущение и омерзение». В ответ Аркадий Мамонтов заявил, что «пришло время сохранять народ, сохранять страну, сохранять свою веру от разрушения, которую несут нам люди, для которых Россия является лишь полигоном».
Гозман начал утверждать, что «мы скатываемся в XVI век», «нас хотят развести по вере и символам», а разделять людей надо на тех, у кого есть совесть, и у кого её нет», «настоящие враги России – те, кого пытает людей в полицейских участках». Мамонтов назвал эти слова «набором клише, которые повторяют политики, начиная с 1991 года». По его словам, попытки представить участник кощунственного акта «невинными девочками» выглядит лукаво. Тележурналист напомнил, что участницы группы с названием, переводимым как «бунт сбесившихся гениталий», одели маски и забрались на аналое (вероятнее всего, Аркадий Мамонтов оговорился, имея в виду амвон, чем не замедлил воспользоваться перебежавший в стан внутрицерковной пятой колонны протодиакон Андрей Кураев) – на самое святое место для каждого христианина.
Гозман решил в очередной раз подискутировать о переводе слова “pussy”, в ответ на что Владимир Соловьёв предложил задать этот вопрос любому американцу. Мамонтов привёл в качестве примера слова Надежды Толоконниковой в синхроне: «Да, это бунт! Почему вы боитесь? Мы будем делать революцию!». Более того, по словам Аркадия Мамонтова, за кощунственные акции по спиливанию крестов прямую ответственность несёт адвокат Pussy Riot Марк Фейгин, который заявил сразу после приговора суда: «Мы организуем акции по защиту Pussy Riot по всему миру».
Гозман бросил последний «убойный», по его мнению, аргумент – якобы участник его фильма Алексей Вишняк в 1991 году убил своих родителей, раскровянил себе лицо и был признан судом невменяемым. Однако, когда Мамонтов спросил у Гозмана про источник информации, его оппонент начал ссылаться на каких-то своих знакомых. «Когда у вас на руках будет уголовное дело, доказанное официальными лицами, тогда будем разговаривать», - парировал Аркадий Мамонтов.
Во втором раунде коллега Мамонтова по «России-1», телеведущий Андрей Кондрашов напомнил предыдущую травлю журналиста: «Только ленивый не оттоптался на Аркадии после «камня», на «Эхе Москвы» было правилом хорошего тона. Никто, кроме Гельмана, не извинился. Мамонтов снял фильм про тюрьмы ЦРУ в Восточной Европе – на Украине при Ющенко стали говорить «Мамонтов выполняет заказ врагов Польши и Украины». Оператора «Специального корреспондента» арестовали в Борисполе. А потом это подтвердилось самими западными странами. Над Мамонтовым смеялись, когда он предположил, что оранжевую революцию спонсирует Березовский. Украина сама обнаружила 22 миллиона, а Березовский сам сказал, что потратил 45, а вообще 50».
Андрей Луговой, который близко соприкасался с Гозманом в 90-е годы (он был охранником у Гайдара, а Гозман – советником у последнего), обвинил либералов в расколе общества: «Всё, что вы делаете, выглядит гадко, омерзительно, по-подонски. Общество раскололи вы в 1992 году. Вы отвечали за пропаганду у Гайдара. Мы наблюдали за этой пропагандой с ужасом. Мы испытали стыд за ублюдство западной пропаганды. Никто из вас не сказал ни слова в мою защиту. Почему вы верите тому, что происходит там, и ставите под сомнение, что происходит здесь?».
Эксперты противоположной стороны – Яна Яковлева и Игорь Свинаренко – выглядели блекло и сыпали избитыми фразами. Оригинально выступил лишь политолог Алексей Мухин, по мнению которого акцию Pussy Riot заказал не Березовский, а гей-сообщество, после того как Церковь инициировала ряд мер по ограничению пропаганды гомосексуальных ценностей. Мухин обратил внимание, что во время процесса над Pussy было больше тарелок западных СМИ, чем в ходе суда над Ходорковским.
В третьем раунде Владимир Соловьёв ещё раз напомнил, почему либералы не имеют морального права устраивать судилище над Мамонтовым: «Многие коллеги не вспоминают, как светочи демократии не вылезали из кабинетов, а Мамонтов был на передовой и был награждён». Однако более всего ведущий ток-шоу поразил своим смелым заявлением: «Нам сегодня говорят, что нельзя раскалывать общество. А собственно, почему нельзя? Почему нельзя говорить, что перед данной акцией участницы группы прославились ещё целым рядом мерзких деяний – в частности, после акции с выносом курицы под юбкой из супермаркета было сказано, что это борьба за право женщин не рожать? Была часть общества, которая заигрывала и с Петром Верзиловым, и с этими гражданками? Были в министерстве культуры люди, которые от имени государства выдвигали их на государственные награды и вручали им эти награды от имени страны? Почему на скамье подсудимых не должны быть те, кто снимал эти акции и их проплачивал? Может, пора и об этом снимать и вытаскивать всех? Были ведь и те, кто рубил иконы и считал, что это перфоманс».
По словам Мамонтова, вину за нынешние акции несут сами либералы вроде Леонида Гозмана, монопольно властвовавшие в идеологической сфере в 90-е годы: «Вся элита 90-х виновата, что в этих людей не вложили образование и ценности. Они подросли, и сейчас они несчастные люди. Вы им ничего не дали. Они превратились в монстров. Поэтому и курицы, и все эти штуки. Аркадий Мамонтов воспроизвёл аналогию, данную Владимиром Легойдой: собака, лижущая пилу и пьянеющая от собственной крови.
Итог схватки подвёл историк и литературовед Игорь Волгин: «Бог поругаем не бывает. Поругаемся и оскорбляемся мы. Они добились своей цели, как Герострат: превратились в коммерческий проект. И мы все это поддержали истерией по этому поводу. Что будет с их детьми? И как будут их дети относиться к этому, когда вырастут? Ведь дочь Дантеса, ставшая поклонницей Пушкина, не разговаривала с отцом».
Окончательный счёт поединка – 88433 на 19304 в пользу Аркадия Мамонтова. Разрыв составил более 4,5 раз. Это ещё раз доказывает, что никакого раскола общества в России нет. Есть протест определённой части общества против самого общества и против России как таковой. Смердяковы в России были всегда, особенно в высших слоях общества. Но наивными оказались расчёты тех, кто посчитал, что секта образованцев способна внушить свои идеи всему российскому народу, который она ненавидит так же, как и страну.