«Аленький цветочек» от первого евразийца
Вот уж чему-чему, а крепкой семейственности можно поучиться именно у Аксакова. И не только потому, что он является автором самой популярной «Семейной хроники», издававшейся и переиздававшейся без купюр как до революции, так и в советские годы. Образ патриархальной семьи не противоречил «Моральному кодексу строителя коммунизма», а потому тиражи аксаковских собраний сочинений могли посоперничать с классиками социалистического реализма.
— Да, это так. И вообще я бы именно семейственность сделал той национальной идеей, которую мы так долго ищем и никак не можем найти! — начальник Управления ФСБ по Республике Башкортостан генерал-лейтенант Виктор Палагин уже не впервые участвует в Аксаковских днях, считая их главным событием в культурной жизни республики.
Еще в конце 80-х в Башкирии появилась группа небезразличных людей, задумавших к предстоящему 200-летию Сергея Аксакова провести в Уфе дни его памяти. Сначала обратились с просьбой о помощи в союзное Министерство культуры, где получили отказ. Мол, идея конечно хорошая, но сам Аксаков — лишь малозначительный провинциальный писатель, поэтому давайте уж как-нибудь своими силами, обращайтесь в правительство Башкирии.
— И нам действительно удалось это сделать местными усилиями, причем оргкомитет горячо поддержали башкиры. Когда 21 год назад мы проводили в Уфе первые Аксаковские дни, в Москве царило политическое разобщение, в итоге приведшее к трагедии октября 1993-го. А здесь, в Башкирии, были мир и совершенное согласие между народами, — рассказывает бессменный организатор и вдохновитель праздника, глава «Аксаковского фонда» писатель Михаил Чванов.
Михаил Андреевич, не первый десяток лет изучающий наследие Сергея Аксакова, а также его сыновей — Ивана и Константина, одних из основателей славянофильства, поражает своей энергией и воистину энциклопедическими познаниями. Именно Чванов больше половины своей жизни посвятил загадке полярной экспедиции «Святой Анны» 1912-1914 годов. Кстати, о результатах поисковых операций «Культура» рассказывала в июне. Напомню, что штурман Валериан Альбанов и шхуна «Святая Анна» послужили прототипами штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в знаменитом романе Вениамина Каверина «Два капитана».
Переплетение двух тем — аксаковской и альбановской — сопровождает уже не первые Аксаковские дни. Обилие полярников — летчиков и моряков, поисковиков и спасателей — изумляет. Вот уж кого нечасто встретишь на литературных чтениях и исторических конференциях. Уфимский же праздник посещали даже космонавты. Виктор Савиных — дважды Герой Советского Союза — в космосе побывал трижды, налетав на орбите более 250 суток, но перед «аксаковцами» отшучивается: мол, куда страшнее быть пешеходом в Москве. С именем Сергея Аксакова у Виктора Петровича связано немало, в том числе и то, что сам он долгие годы возглавляет Московский государственный университет геодезии и картографии, история которого уходит в Константиновское землемерное училище при Межевой канцелярии. А первым директором училища был как раз Сергей Тимофеевич...
Но вернемся к Аксаковскому празднику. Злые языки давно уже обвиняют его устроителей в том, что размах мероприятия превосходит все мыслимые и немыслимые ожидания, а значит — «что-то здесь нечисто». Конечно, без административного ресурса проведение Аксаковских дней было бы невозможно, однако бюджет праздника складывается в наименьшей степени из республиканского финансирования. За 21 год нашлось немало меценатов, с радостью выступающих благотворителями. Заметив человека с фотоаппаратом, с самого открытия Аксаковских дней неизменно сопровождающего все мероприятия, я подумал, что это фотокорреспондент одного из местных изданий, и попросил обменяться координатами.
— Ну что вы! Я начинающий фотограф, едва ли у меня что-то получится, — застеснялся мой собеседник, протягивая визитку. Как оказалось, это был генеральный директор крупного завода — одного из ключевых спонсоров праздника, ставшего подлинным фестивалем русской культуры в Башкирии...
Михаил Чванов особенно акцентирует мое внимание на том, что многие башкиры и татары тоже с большой радостью принимают участие в Аксаковских днях. «Наш праздник — не только русский, но подлинно евразийский. И одним из первых евразийцев, хотя этого наименования тогда не существовало, несомненно, был Сергей Аксаков»...
Первый — уфимский — «аксаковский день» сменил день белебеевский. Этот район Башкирии, пограничный с Оренбуржьем, славен тем, что у Аксаковых здесь было сразу несколько имений, в одном из которых — Надеждине — сегодня открыт Аксаковский историко-культурный центр. Поблизости недавно открыли памятник Сергею Тимофеевичу работы известного белорусского скульптора — народного художника Республики Беларусь Ивана Миско. Его творение уже стало главной достопримечательностью района. К памятнику приезжают молодожены в надежде перенять аксаковские семейные традиции. Правда, не обходится без суеверий, люди полюбили тереть «на удачу» бронзовый нос борзой, уютно примостившейся рядом со своим знаменитым хозяином. В возрожденную же рядом Димитриевскую церковь, где Аксаков крестил своих детей, народ ходит, увы, куда реже. И даже недавно поставленный на Нефтекамскую и Белебеевскую кафедру епископ Амвросий, отслуживший 22 сентября заупокойную литию по Аксаковым, так и не смог собрать полный храм.
Но все же нельзя сказать, что жители Башкирии забывают свои традиции. Множество фольклорных праздников, проходящих в рамках Аксаковских дней, — тому подтверждение. Русские и украинские, татарские и башкирские, чувашские и марийские коллективы показали себя на столь высоком уровне, что до сих пор в ушах звучат зачастую непонятные слова их дивных песен. Особенно запомнилась композиция «Аленький цветочек» самарского казака-старовера Павла Коровина. Этот человек мечтает разбить в Самаре, где губернатором и предводителем дворянства долгое время был один из сыновей Аксакова — Григорий Сергеевич, Аксаковский сквер. Хочется верить, у казака все получится, ведь именно его усилиями в Самаре уже возведен памятник Чехову. Тем более что есть у Коровина и земляки-единомышленники — представители Администрации Борского района Самарской области, где в этом году, впервые за всю историю Аксаковских дней, 30 сентября состоялось продолжение праздника.