Игумен Петр (Васильев): «У священника за рулем — двойная ответственность»
Отец Петр, Вы уже достаточно давно за рулем, много ездите по Москве и России. Насколько за последние десятилетия изменилась ситуация на дорогах?
Довольно сильно. Особенно это касается молодежи, которая все реже готова полноценно учиться в автошколах, сдавать экзамены и получать водительские удостоверения на общих основаниях. К сожалению, все чаще права просто покупаются. Разумеется, эти люди плохо знакомы с правилами дорожного движения. Не говоря уже о том, что сам этот поступок, несомненно, являясь грехом, демонстрирует отношение человека к другим людям, да и к себе самому. Получается, что садящийся за руль не только без достаточных навыков вождения, но и без надлежащей теоретической подготовки, просто не ценит ни свое здоровье и жизнь, ни здоровье и жизни окружающих. О какой культуре вождения вообще можно говорить? Если оценивать водительскую культуру в целом, то и здесь сложно сказать что-то утешительное. Речь идет не только о ситуации на дорогах, но и о падении культуры в целом.
А как Вы относитесь к последним инициативам относительно ужесточения наказаний за езду в пьяном виде?
У нас очень любят прыгать из крайности в крайность. Сейчас, в связи со страшной трагедией на Минской улице, наши гаишники получили разнарядку отлавливать пьяных за рулем. Но одно дело, когда речь идет о тех, кто сознательно выпил и сел за руль, и совсем другое, когда сегодня под категорию «пьяных» попадают те, кто просто с утра попил кваса или кефира. На мой взгляд, имеет смысл вообще ужесточить штрафы и наказания за нарушения правил дорожного движения, особенно, повлекшие ДТП с человеческими жертвами. Относительно же наказания за езду в пьяном виде стоит сначала вернуться к норме допустимых промилле алкоголя в крови, а уж потом говорить об ужесточении.
Можно ли словами Священного Писания научить людей правильно вести себя на дороге?
Конечно. Церковь всегда говорила о великой ценности каждой человеческой жизни, а также о необходимости относиться к ближним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это не только христианские, но общечеловеческие этические нормы, к которым важно призывать не только в храме, но и в каждой семье с самого раннего детства. В Евангелии же они изложены столь ярко и богодухновенно, что нужно быть совсем безразличным человеком, чтобы этого не принять. Хотя, конечно, все мы — люди грешные и часто нарушаем заповеди.
И наверное, чаще, чем в любой другой обстановке, приходится делать это за рулем: редкий водитель ни разу не обкладывал «трехэтажным» своих «коллег». Как в таких условиях сдерживаетесь Вы, священник?
Скажу прямо, эмоции иногда дают себя знать. Без матерщины, конечно, но раздражение порой проявляется. Впрочем, не только священник, но и любой христианин, любой человек должен учиться себя сдерживать. Особенно на дороге. Ведь если в обиходе мы можем поругаться и разойтись по разным углам, то несдержанность за рулем может закончиться трагически. Нужно понимать, что если ты кого-то подрезал и проехал первым, далеко все равно не уедешь, под ближайшим светофором встретитесь, ну а если кого-то обматерил в своей машине, то тот, в чей адрес это прозвучало, все равно не услышит (смеется).
Сегодня многие освящают свои машины, еще чаще ставят в них иконы, порой настоящие «иконостасы». Насколько это важно?
Освящение всякой значимой вещи, включая машину, квартиру или даже авианосец, — это церковное благословение на ее использование, имеющее значение для каждого верующего человека. То же касается и икон, которые являются не какими-то магическими оберегами, но святынями, на которые стоит молиться перед началом любого серьезного дела, в том числе и поездки на машине. И в таком случае, если ты сам соблюдаешь правила движения, можно уповать на Божию помощь и защиту. Если же ты их регулярно сознательно нарушаешь, никакие «иконостасы» не помогут.
Совсем недавно в СМИ активно обсуждались — и осуждались — священники-водители, виновные в серьезных ДТП. Получается, что и сан порой не останавливает.
Я не знаком лично ни с одним из тех клириков. Конечно, никто из нас полностью не застрахован от аварии, сколько бы он ни молился об этом. Но именно священник за рулем должен быть особенно строг к себе и внимателен к окружающим. И не только потому, что так нас учит Евангелие. Приоткрою церковную «кухню»: есть канонические правила, согласно которым священник, виновный в гибели человека, даже если эта вина косвенная, на всю оставшуюся жизнь запрещается в служении. Другое дело, что сама истерия вокруг священников-нарушителей — скорее, политическая. Ведь никто же не ведет статистику ДТП, произошедших по вине врачей или учителей.
Пожалуй. Но столь резкая общественная реакция, может быть, связана с тем, что врачи и учителя редко ездят на дорогих спортивных иномарках?
Это так. Вообще, по моему разумению, такое поведение несолидно для священника. Священник — не спортсмен. Да и вообще на подобных машинах не стоит ездить по городу. Те же, кто любит спортивную езду, пусть отправляются на автодром. Хотя, если клирик вынужден часто ездить по бездорожью и у него большая паства в малых городах и деревнях, нет ничего зазорного в том, чтобы кто-то из богатых прихожан пожертвовал ему хороший внедорожник.