Вербный рынок
Выбирай на свой вкус: длинные, короткие, пушистые серые или уже покрывшиеся желтенькими цветочками.
- А верба освященная? - обязательно спросит кто-нибудь из прохожих.
- Завтра приходите, тогда будет освященная!
Сейчас, когда далеко не все горожане знают, что это такое за Вербное воскресение и не все пойдут сами святить красноватые веточки в церковь, а дождутся, пока будут продавать уже готовые освященные, торговля вербой идет очень бойко. Что же было в дореволюционной Москве?
Читая «Лето Господне» Ивана Шмелева, удивляешься, насколько единодушно проживали москвичи разные периоды года. Вот начался Великий пост - и не то что в домах перестали готовить мясные блюда, а и торговцы позакрывали мясные лавки. Как будто не только отдельные горожане, но и сам город, сам этот большой организм, начал поститься. И когда в первый понедельник из домов «выкуривали» скоромный дух, его изгоняли не только из мыслей людей - из самих зданий.
Перед Страстной седмицей вдруг наступал радостный и светлый день - Вербное воскресенье. В предшествующую ему Лазареву на литургии вспоминали о чудесном воскресении из мертвых. Это было как бы преддверие Пасхи. И этот праздничный день, когда читали и пели о триумфальном въезде Иисуса Христа в Иерусалим, был по-своему торжественен в Москве.
Москва славилась своими гуляньями. И Вход Господень в Иерусалим отмечали широко и весело в самом сердце города - на Красной площади. Сегодня Красная площадь - одна из главных московских достопримечательностей для туристов. Удивительно, сколько важных событий произошло под Кремлевскими стенами, сколько людей до тебя прошли по этим булыжникам. Еще удивительнее, что здесь, как писал автор очерков об истории Москвы Кондратьев, когда-то был «главный рынок города». Что только не продавали торговцы на том месте, где сейчас красуется Исторический музей и то и дело останавливаются с фотоаппаратами туристы.
А накануне Вербного воскресенья от Спасских ворот до храма Василия Блаженного разворачивался главный вербный рынок города. Словно по мановению волшебной палочки площадь покрывалась «белыми палатками и наполнялась самыми разнообразными товарами, большей частью подарочного характера: игрушки, цветы, корзинные изделия, галантерея, сласти, - писал Белоусов в очерках «Ушедшая Москва». Торговали живыми цветами, сбитнем, посудой, но самым главным товаром была верба.
Связанные в пучки веточки с меховыми пушистыми комочками заполняли едва ли не всю площадь. Один за одним горожане раскупали пучки вербы и любовались на разноцветные воздушные шары и диковинные изделия мастеров.
У памятника Минину и Пожарскому устраивалось «вербное катанье», почти как на масленицу, только уже не в санях, а к красивых экипажах. Богатые горожане показывали Москве тысячных лошадей, купцы вывозили дочерей - невест. К воскресному вечеру разноцветные шары и пестрые палатки исчезали. Дворники убирали оставшийся от ярмарки мусор - последнее напоминание о бывшем здесь несколько часов назад веселье. Так, перед Страстной седмицей город устраивал себе праздник и закупал подарки к грядущей Пасхе, чтобы потом на оставшиеся 6 дней отрешиться от толкотни и покупок и внутренне приготовиться к главному Празднику года - светлому Христову Воскресению.