О властех и воинстве ея
Кризис власти, о котором столь слаженно поет оппозиционная сторона, на самом деле не в кризисе самой власти, а в кадровом голоде. Оппозиции в этом смысле (как и в других, впрочем) стоило бы помолчать: ни одного деятеля, заслуживающего хотя бы минимального уважения, она так и не выдвинула. Мантры «банду Путина под суд» устарели настолько, насколько неправомерной показала себя почти столетней давности идея разрушить все до основанья, а затем... Вот что «затем» — почему-то умалчивается. Надежда сбежать подальше из «этой страны» всегда есть, но ведь ледоруб, если надо, и в Мексике достанет. Это бы на заметку всем революционерам взять.
Однако не о них сейчас речь.
Сергей Шойгу
6 ноября новостные ленты буквально взорвались известием о том, что президент России Владимир Путин отправил в отставку министра обороны, а на его место назначен губернатор Московской области, бывший министр МЧС Сергей Кужугетович Шойгу. Человеку, не живущему в России, пожалуй, трудно понять ликование и душевный подъем, которым охвачено сегодня большинство вменяемых людей. Подумаешь: сместили, назначили...
Нет, не все так.
Даже если данное решение президента — единичный шаг, то оно все равно говорит о многом. Не только участие бывшего министра обороны, чью настоящую фамилию многие с трудом помнили, в скандале с «Оборонсервисом» привело к подобной перестановке. Сердюков сам, долго и упорно, шел к своей отставке. Что можно вспомнить о плодах его деятельности? Клоунскую военную форму, для создания которой были потрачены средства, сравнимые с бюджетами иных субъектов Российской Федерации? Подход к вопросам обороноспособности страны, достойный младшего клерка? Сокращение армии? Отказ от закупки отечественного вооружения в пользу иностранных образцов? Задержки в размещении государственного оборонного заказа? Активную распродажу государственной собственности? Попытки коммерциализации армии?
Мне совершенно неинтересно, каким бизнесменом был Сердюков. Охотно верю, что хорошим. Но — вот незадача! — хороший бизнесмен не будет хорошим министром обороны. Он мыслит категориями средней руки бизнеса, а не армии и уж тем паче не в масштабах целой страны.
Анатолий Сердюков
И еще некий важный момент. Мало кто сегодня вспоминает о скандальном поведении Сердюкова в октябре 2010 года — история была уж очень некрасивая, ее предпочли лишний раз не упоминать, но ведь она многое говорит об отправившемся нынче в отставку. Напомню, в чем суть: 18-19 октября 2010 года министр обороны Сердюков посетив учебный центр «Сельцы» Рязанского воздушно-десантного училища, возмутился наличием на территории центра храма Илии Пророка (построенного на добровольные пожертвования бывших десантников) и потребовал снести храм, при этом нецензурно обругав командира училища, Героя России полковника Андрея Красова.
Союз десантников России тогда потребовал принести извинения, но министр отказался.
Несмотря на все попытки замять инцидент, генерал-полковник Владислав Ачалов выступил с видеообращением, после которого Святейший Патриарх Кирилл встретился с Владимиром Путиным и договорился о сохранении храма на территории учебного центра. Союз десантников России провел митинг на Поклонной горе в Москве, требуя отставки министра. «Так называемый министр обороны нанес оскорбление человеку одной из важнейших профессий, всю свою жизнь посвятившим служению Отечеству, имеющему высокое звание Героя России, которое он получил в бою. И за что? За то, что он способствовал постройке православного храма в честь пророка Илии, покровителя Воздушно-десантных войск?!» — сказал в те дни советник губернатора Курганской области, генерал-майор Владимир Усманов.
Но отставка Сердюкова не состоялась. За «аморалку» в отставку сегодня в России не отправляют. За непрофессионализм, впрочем, тоже. Нужен был очень громкий скандал с делом о мошенничестве «Оборонсервиса», чтобы президент наконец-то предпринял кадровые перестановки. Однако лично для меня история со скандалом в учебном центре ВДВ и история со скандалом «Оборонсервиса» — всего лишь две стороны одной медали.
Храм Илии Пророка на территории училища ВДВ в Рязани
Сергей Шойгу, честный труженик МЧС с 1991-го по 2012-й год, известен как человек дела, показал себя блестящим организатором всего того, что касалось служб спасения и действий в самых экстремальных ситуациях. Его назначение в мае 2012 года губернатором Московской области было неожиданным для многих, если не принимать во внимание тот факт, что Шойгу был попросту послан разгребать те завалы, которые образовались в Подмосковье в результате громовских безобразий. И потому назначение его сегодня министром обороны России — шаг более, чем верный. Смею напомнить, что Шойгу — генерал армии, в отличие от своего предшественника. Как сказал уже процитированный выше генерал Усманов: «К сожалению, многие сегодняшние руководители ... пришли в армию из других ведомств. Им бы сначала портянки понюхать, прежде чем командовать». Шойгу любой житель России привык воспринимать, как спасателя. На посту министра обороны ему тогда самое место, потому что армию и правда надо спасать. Сильное государство возможно лишь при наличии сильной армии, и утверждать обратное может лишь человек с суицидальным синдромом. Но коли сердюковы в министрах обороны, а фельгенгауэры считаются видными военными экспертами, о какой сильной армии можно говорить?
Видно, что Владимир Владимирович Путин, несмотря на кадровый голод в эшелонах власти, верные решения все же принимать умеет. И возникает вопрос: а есть ли он в действительности, этот голод? Может, просто все дело в назначениях «эффективных менеджеров» вместо настоящих тружеников и хороших профессионалов? А «эффективный менеджер» (я сознательно беру это выражение в кавычки) мыслит не о пользе общего дела, но лишь о своей личной пользе. А лишившись доступа к государственной кормушке — уходит в оппозицию, горестно оплакивая свои потерянные «два процента».
Можно, конечно, заключать тотализатор, как скоро мы увидим бывшего министра Сердюкова в рядах несогласных, от кровавой власти пострадавших, но он далее интересен только лишь как фигурант дела об «Оборонсервисе». А вот настоящие, не разрушающие армию реформы — реформы, которые могут привести к улучшению, реформы, направленные на укрепление обороноспособности, а не на ее подрыв — это уже сфера дальнейшей деятельности Шойгу.
Особенно, если у президента хватит решимости сменить и другие кадры высшей российской власти, сменив их сферу деятельности на дипломатическую службу где-нибудь в Замбии или Конго.