Феофан, родом грек
Пантократор* |
Спасо-Преображенская Церковь |
Ветхозаветная Троица* |
|
Ветхозаветная Троица. Фрагмент* |
Макарий Египетский *
|
|
Ангел* |
Икона Успения Божией Матери. 1392г.(ГТГ) |
Икона Божией Матери "Донская". |
Икона Преображения. 1403г. (ГТГ) |
Арсений Великий* |
Когда он все это рисовал или писал [красками], никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы.
В Средние века и на Руси, и в Европе было принято приглашать иногородних или иностранных художников поработать пару лет к себе в город. Сегодня про их произведения мы говорим - «это наша, русская живопись (архитектура, скульптура...)» Среди таких «русских» художников оказался и Феофан - грек по происхождению.
Он родился в Византии около 1340 года, до приезда на Русь работал в Константинополе, Галатее, Кафе (территория нынешнего Крыма), но эти росписи не сохранились. В 1370-х годах он поселился в Великом Новгороде, в 1378 начал работу над росписями церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Можно сказать, что это - главный памятник, по которому мы сегодня можем судить об искусстве Феофана.
Существует еще несколько икон и фресок, которые приписывают его авторству - «Донскую» икону Божьей Матери с «Успением» на обороте, «Преображение» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля , некоторые другие. Но в той или иной степени все они идут «под знаком вопроса». Кроме того, известно, что Феофан работал также в Нижнем Новгороде, возможно, еще в Коломне, Серпухове.
Помимо совершенно особой живописи, о которой мы расскажем чуть ниже, он выделялся и личностными качествами. Существует прекрасное письмо московского книжника Епифания Премудрого (1415 года), в котором в нескольких предложениях точно описаны манера работы Феофана и даже его характер.
Приведем отрывок из этого письма: «Когда я жил в Москве, - пишет Епифаний, - там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных - более сорока...
Когда он все это рисовал или писал [красками], никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает небесное и духовное, чувственными очами просветленными небесную видит красоту... Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог надивиться его разуму, его иносказаниям ["притчам"] и искусному изложению [своих мыслей]»
Феофан, действительно, был отличный «философ». Его росписи в Спасо-Преображенской церкви - один из самых лучших примеров иллюстрации «учения» Григория Паламы . Центральный вопрос в его трактатах - Фаворский свет - Свет, преображающий природу человека. С Паламой также связывают расцвет исихазма - подвига молитвы и молчания, внутренней сосредоточенности (исихазм - более глубокое, сложное понятие, но для того, чтобы понять живопись Феофана Грека, пока достаточно и этого краткого описания). Именно свет и внутренняя молитвенная сосредоточенность - главная суть живописи Феофана, качества, которые он доносит до зрителя.
Самое удивительное это то, как сложное богословие через искусство, через чувственное - наши глаза - напрямую передает духовное послание душе и духу человека. (Вспомним, к тому же, что большинство зрителей-прихожан в XV веке не только не разбирались в тонкостях богословской науки, но многие из них не умели читать).
Посмотрим на фрески Преображенского храма - Спас Вседержитель в куполе, праотцы и пророки в барабане, росписи апсиды (святители, Евхаристия, несколько Праздников, Сошествие во ад, «Проповедь Христа апостолам») и Троицкого придела (ветхозаветная Троица, столпники, «Знамение» с ангелами, Престол со святителями, медальоны со святыми).
В них Феофан полностью концентрируется на изображении отдельных фигур, (даже если это сцены), а не на взаимодействии персонажей и повествовании о том или ином событии. Образы строгие, сосредоточенные. Основной художественный прием художника - пробела (высветления, вспышки краски), которые призваны выделить главные черты фигур, при этом они показывают внутреннюю силу и энергию, дополнительно подчеркивают сосредоточенность, глубину, обращенность вовнутрь. Духовное усилие - вот главная характеристика и образов, и самого творческого процесса иконописца.
К концу XV века в древнерусском искусстве будет преобладать уже другая линия - спокойствие, задумчивость, красота образов. Эти характеристики ближе к другому столпу Православия - Сергию Радонежскому, влияние личности которого очень быстро распространилось к концу столетия. Но есть то, что, безусловно, объединяет две эти линии - суровой сосредоточенности (Феофан Грек) и спокойствия (Андрей Рублев). Их языком передаются нам сложные богословские понятия и особые состояния духа, которые словами не описать. И это сложное становится для нас простым, гармоничным, совершенным.
Но Новгород надолго сохранит этот особый напряженный дух, строгий настрой - холмы, старые церкви посреди дворов, потускневшая живопись, которая испытала очень сильное воздействие искусства Феофана.
* фрески - из Спасо-Преображенской церкви в Новгороде, 1378 год.
Все здесь представленные иконы и фрески выполнены Феофаном Греком.