О судьбах человеческих (ч.1)
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все соч
тены
(Мф. 10:29-30)
Святитель Николай Сербский (Велимирович) |
В мире нет ничего интереснее и поучительнее человеческих судеб. Всякая тварь над нашими главами и под нашими ногами приводит нас в восхищение. Думаю, что из всех слов, которые произносили человеческие уста со времен сотворения мира, три слова - что? как? и почему? - встречаются чаще других. Ни к одному другому предмету они не обращены так часто, как к самому человеку и его судьбе.
Почему человеческие судьбы такие разные? По капризу богов - отвечал языческий мир. По случайности - отвечают некоторые наши, даже христиане, современники. Между этими двумя заблуждениями кроется истина. Между суеверием и неверием прокладывает себе путь Божия вера, с многомиллионным воинством, многими племенами и народами, которые хранят веру в Бога живого как единственный светильник на перепутанных жизненных дорогах.
Поистине, неизвестно, что ничтожнее и темнее, вера в ложных богов или вера в случай. Там тени суеверия, здесь грубое неверие. Там идолы, глухие к человеческой беде, здесь призрак материи, слепой к людскому горю. Человек не может без слез читать трагедии Софокла и Еврипида, в которых выражены все отчаяние и беспомощность живших тогда людей, которые не видели в своих судьбах ничего, кроме жестокой фатальности. На так называемых богов человеческое сердце не надеялось, ибо не было в них ни доброты, ни милосердия, а этого не было потому, что не было самих богов.
О едином Боге, Который бы сошел к людям и явил безграничную доброту и милость к человеческому роду, даже не мечтали. А только такая вера могла отвалить надгробную плиту фатализма от человеческих душ и оживить их. От Пришествия Христа и до конца времен человечество не сможет верить в некоего бога, который не страдал с человеком и за человека.
А что сказать о вере в случай? Она, если не хуже, то равнозначна древнему языческому суеверию. В наше время в особенности веру в случай можно назвать совершенным безумием.
Великий английский ученый Томсон сказал: «Вы не можете тронуть ни одного цветка, не тронув при этом звезд». В свете изобретения радио и телевидения, мне кажется, многим будет легче понять слова Христа, что за каждое праздное слово человек ответит в День Суда.
Следовательно, слова, произносимые нами, переносятся в духовный мир и хранятся там до того дня, когда все выйдет на свет и предстанет на Суд по вечной правде. И не только слова, но и помыслы, и не только дела, но и намерения, и чувства. Все находится под высшим и совершенным контролем: все куда-то переходит, все где-то хранится, за все когда-нибудь придется дать ответ.
Под этим высшим вечным контролем Творца находятся человеческие судьбы, полностью независимые от каких-то капризов призрачных богов и случая.
Священное Писание - самый верный источник света, как мощный прожектор, бросающий свет на разные судьбы разных людей, как в древние времена, так и сейчас. Согласно Священному Писанию, два фактора определяют судьбу всех и каждого: человеческое сердце и Промысл Божий.
Воздаст тебе Господь по сердцу твоему, говорится в этой Книге Судьбы. Завистливые братья продали Иосифа Египетским торговцам. Но за то, что сердце Иосифа было беззлобно и чисто, Промысл сделал Иосифа-раба Иосифом-правителем Египта, а затем попустил голод Иосифовым братьям и голодом вынудил их идти к своему брату в Египет, чтобы он дал им хлеба и вернул добром за зло, а их казнил угрызениями совести и стыдом, который жег их, как уголь.
Прочтите еще раз, и не раз, эту библейскую притчу, которая, действительно, словно прожектором, освещает судьбы всех двенадцати сыновей Иаковлевых, но не только их судьбы, а судьбы всех завистливых братьев на свете, которые не любят своего брата, который лучше их.
Вот и в наше время случилось так, что один себялюбивый брат лукавством лишил доли наследства своего лучшего брата и вынудил его покинуть родной очаг и бежать на чужбину. Он много работал и много страдал, но со временем разбогател, а его злобный брат настолько обнищал, что ему пришлось отдать своих детей на службу брату, чтобы прокормить их и себя. Так Господь определил судьбы обоих братьев согласно их сердцам.
Двоих пастухов, Моисея и Давида, которые не помышляли ни о чем другом, кроме как до конца жизни пасти скот, Господь поставил вождями и правителями народа. Единственным их участием в такой своей судьбе было сердце, исполненное любовью к Богу и преданностью своему народу. Все остальное - Божие.
В этом свете вы можете читать судьбы многих ваших предков, крестьян из Устанка, которые хотя и были неграмотными, но Промысл Божий поставил их вождями и правителями народными. Какое у человека сердце, такая и судьба у него от Господа.
Вы слышали о царе Агаве (см. 3 Цар. гл. 21), его сердце и сердце его жены Иезавели было нечистым и алчным, чаша их богатства была полна до краев, но они хотели долить в нее еще. Возжелали они виноградника бедного Навофея и злодейски убили его и присоединили его виноградник к своему имению, прибавив еще одно вопиющее беззаконие к множеству своих беззаконий. Этим коронованные звери определили свою судьбу. Вскоре Агав принял постыдную смерть, а его скверная жена была сброшена с крыши дома на землю. И псы лизали кровь Агава и ели мясо Иезавели, ибо никто не пришел похоронить мертвецов.
Это древний библейский рассказ, но в его свете прочтите то, что случилось в наши дни.
В одном нашем городке умер человек и оставил несовершеннолетнюю дочь сироту. Перед смертью он назначил двух своих друзей ее опекунами. Вместе с другим имением оставил он и лотерейный билет, на который выпал главный выигрыш в сто тысяч динар. Было это до Первой Мировой войны, и эта сумма ценилась намного больше, чем сейчас.
Опекуны польстились на деньги и договорились поделить деньги между собой, ничего не сказав законной наследнице. Несчастные думали, что если об этом никто не знает, их преступление останется нераскрытым! Но видел его Тот, Который сотворил глаза и дал им зрение, и по их беззаконию решил и судьбу их.
Сначала два беззаконника очень разбогатели, купили себе дома и лавки и стали "первыми" гражданами в городе. Но со временем они стали падать все ниже и ниже. Сыновья одного из них пропили и проиграли все имение отца, как неправедно, так и честно заработанное, отца они ненавидели и избивали.
Когда немцы оккупировали Сербию, они заявили на отца вражеской власти как на неблагонадежного человека, и он был уведен в плен, в Австрию, где умер от голода. А второго возненавидела жена и выгнала из дома, и он скитался по чужим хлевам и конюшням, а к дверям собственного дома приходил просить хлеба у слуг своей жены. Однажды зимним утром его нашли замерзшим насмерть на улице. Вот судьбы не по воле капризных божеств или слепого случая, а от злых человеческих сердец и правды Божией.
Мы знаем подобные случаи и в мусульманской истории.
Хулага-хан, потомок грозного Чингисхана, напал на Багдад. А в Багдаде тогда правил султан, известный своим сребролюбием и жестокими набегами на другие страны. Когда монгольский хан окружил Багдад, султан не смог дать ему должного отпора, потому что войско его было голодным и плохо вооруженным. Хулага захватил Багдад, ворвался во дворец султана и забрал его в плен.
Когда победитель открыл подвалы дворца и увидел, что они наполнены золотом, он очень удивился и спросил плененного султана, почему, имея такое богатство, он не подготовил войско и не защищался? Султан молчал. Хан разгневался на своего сребролюбивого пленника и, отведя его в подвал, сказал - если ты золото любишь больше, чем родину и честь, сиди на нем и наслаждайся! Запер подвал, а султана оставил умирать с голода среди золотых россыпей.
Подобная судьба постигает вcex, кому неправедное и чрезмерное богатство дороже всего на свете, на земле и на небесах. Если не найдется какой-нибудь Хулага-хан и не уморит иx голодом, придет болезнь или другое страдание то же сотворит с ними, отдаст их сокровище в чужие руки, а их души, пустые и грешные, падут в бездну проклятия.
Вот как говорит Иоанн Златоуст: «Нередко имение сребролюбца делят между собой многие, а грехи его только он один с собой уносит». Мир страдает не столько от богатых, как от ослепленных богатством, которые думают о том, как еще обогатиться, а не о том, как употребить свое богатство на добро.
Спросите того, кто нечестно богатеет, как он собирается использовать свое богатство, и вы смутите его. Он не много размышлял об этом. Но проследите его судьбу до конца и увидите, что богатство послужит ему не для спасения, а для погибели. Бог смотрит на сердце человека и от каждого ждет служения, и богатые не исключение. Кто не несет служения - пострадает, кто не страдает - несет служение. Богач, избегающий служения Богу и людям, неминуемо пострадает, или от болезни, или от грабителей, или от расточительных наследников, или от угрызений совести, или от всего одновременно.
Кроме мерзкой страсти к обогащению, есть и другие, которым люди обязаны своей злой судьбой. Борис Годунов преступно взошел на Московский престол. Вы знаете, как одно преступление неизбежно толкает властолюбцев в другое, и царь Борис взял за обычай приглашать своих противников на трапезу и травить их, но однажды, в тяжкую минуту, он сам испил из той же чаши, из которой поил своих недругов. Свято и вовеки истинно слово: «Кто поднимет меч, от меча погибнет».
Это общее правило, из которого мало исключений, когда речь идет о сокрушенных и кающихся. Одного английского разбойника трижды пытались повесить, но всякий раз веревка обрывалась, и его оставили в живых. Он увидел в этом необычайную милость Божию и глубоко покаялся.
Несколько лет, находясь в тюрьме, он постоянно читал Священное Писание и молился. Когда его освободили, он без остатка предался проповедованию веры Божией народу, рассказывая всем, что с ним случилось. И стал известным миссионером. Тысячи разных судеб определяет Господь людям, согласно тому, что находит в их сердцах.
Великий шведский писатель Стринберг, ведомый тщеславием и желанием литературной славы, долго был безразличен к вере и практически неверующим. Но, читая книги Достоевского, он обратился к Священному Писанию и так полюбил Христа, что завещал на своем могильном кресте выбить надпись: «О кресте, единственное упование мое!»
Посмотрите на судьбу святого Саввы!
Разве можно подумать, что монахи святогорцы случайно пришли на двор Немани? И что слепая случайность оставила их на несколько дней наедине с князем Растко Неманичем в беседах о жизни подвижников и отшельников на Афоне? Нет, не случайность, а Промысл Божий, ибо по сердцу юного Растко Всевидящий определил его судьбу, предназначив его быть отцом целого народа на многие века и для многих поколений. Разные человеческие судьбы складываются в зависимости от качеств человеческого сердца и по непостижимому творчеству Создателя.
«Чадо, дай Мне сердце твое!» - говорил Господь людям через пророка. А Спаситель сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 29). Вот два обстоятельства, которые определяют судьбу человека. Наш долг исправить сердце, а остальное устроит Всесильная власть Божия. Тот, кто по гордости все в своей судьбе приписывает только себе, отрицает власть Божию; а те, кто всю ответственность перекладывает на Бога, отрицают свою ответственность.
Стоит человеку изменить свое сердце, меняется и его судьба. Мы часто говорим о переменчивости судьбы, но редко исследуем причину этой переменчивости. Однако, причина - наше сердце. Неустойчиво и переменчиво наше сердце, поэтому Творец Судеб меняет Свои методы, подобно тому, как врач меняет способ лечения по мере изменения состояния больного.
Однажды пришел ко мне один молодой горожанин, он был очень подавлен. Была у него старшая сестра, единственный близкий ему человек на свете, она любила его так, как только может любить сестра своего единственного брата, но он был с ней дерзок и груб, обижая ее. Сестра скоропостижно умерла, и когда брат собственными глазами увидел безжизненное тело единственного в мире существа, которое с такой заботой любило его, в нем что-то перевернулось. Он сильно страдал из-за потери сестры и оттого, что обижал ее. Он оставил все и пришел к нам, чтобы принять монашество.
Из книги "Творите дела правды". Изд-во "Сибирская благозвонница", Москва, 2008.