О судьбах человеческих (Ч.2)

Встреча со смертью потрясла душу многим гордецам, многих беспечных побудила к перемене жизни, многих неверующих обратила в веру, а через это произошло изменение их судеб.

 

 

http://fotki.yandex.ru/Думаю, что представители власти, которые запрещают похоронные процессии в больших городах, как будто из-за транспорта, очень слабые психологи. Если движение транспорта немного замедлится, вред от этого будет меньше, чем от того, что многие праздношатающиеся не увидят проводы умершего и не вспомнят о своей смерти и не опомнятся.

И болезнь может быть серьезным фактором перемены человеческой судьбы. Вопреки бы-тующему мнению, что болезнь чистое зло, Церковь опытно знает, что болезнь тела служит лекарством для души. Один известный в войну вор впал в безумие. Прежде он высмеивал своих благочестивых знакомых, которые говорили, что война - это страшное чистилище и что на войне солдат должен вести себя чисто и свято. Он называл таких «водяными мозгами», а сам тащил из неприятельских домов деньги, ковры, посуду, женские украшения, тащил с жадностью барсука или полевой мыши. Вернувшись домой, он подал в отставку с государственной службы, говоря, что у него достаточно средств, чтобы мирно и счастливо жить и наслаждаться. И начал веселиться и упиваться легкой жизнью. Но спустя несколько месяцев его разбил паралич. Он лежал в постели полностью неподвижный. Прошло восемь лет, все награбленное имущество, предназначенное для пожизненной праздности и веселья, он издержал на пожизненную болезнь. Когда он все за лекарства отдал и продал, его бедные соседи, Христа ради, приходили и служили ему.

Его продолжительная физическая болезнь принесла плоды, она исцелила его бесстыдную душу. Два последних года он постоянно плакал и молился Богу. Исповедовал свои грехи каждому посетителю, говоря - эта болезнь к моему спасению, без нее я никогда бы не узнал о Боге и о душе. Он считал свою болезнь не наказанием, а божественным лекарством. Причастившись Святых Тайн, он тихо, с выражением какого-то свет лого блаженства на лице, отошел ко Господу.

Когда говорится о судьбах, обычно имеется в виду видимое течение человеческой жизни. Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубже внешней жизни человека. Святой Василий Великий дал человеку определение такими словами: «Человек - невидимое существо». Этим он напоминает о внутреннем духовном двигателе, от которого зависит судьба человека, все внешние перемены, все происходящие с нами события, плохие и хорошие, пути, на которые направляет нас Промысл Божий, - все это согласно качеству этого внутреннего двигателя, внутреннего и главного нашего существа. Существует две невидимые силы, которые властно определяют наши души: одна - качество нашего сердца, другая - сила Господа Промыслителя.

Но я не могу удержаться от того, чтобы не сказать вам, как на изменение судьбы отдельных людей воздействуют сны. И здесь, как и всюду, истина лежит между двумя заблуждениями. Одно заблуждение - в суеверии по отношению к снам, D другое - полное отрицание значения снов. В Библии описано несколько чудесных сновидений, которые имели большое реальное значение. Вспомните сны фараона об откормленных и тощих коровах и о полных и пустых колосьях. Эти сны стали причиной введения особой госу-дарственной программы Египетского царства -аграрной программы. Вспомните сны, которые пророк Даниил толковал Вавилонскому царю Навуходоносору. Один из этих снов касался многих царств и народов, другой - судьбы самого гордого царя Навуходоносора. И со временем сны исполнились так, как их толковал пророк.

На первых страницах Нового Завета упоминаются сны праведного Иосифа. Благодаря одному из них, Спаситель-младенец избежал меча Ирода. Придавать всем снам одинаковое значение неразумно, но так же неразумно и отрицать значение всех снов.

Три-четыре года назад в прессе публиковалось открытое заявление одного из самых известных живых философов о том, что он был вынужден отречься от многих своих прежних утверждений и заключений. Как одну из причин он привел сбывшийся сон. Я кратко опишу его. У одной из родственниц этого философа умер муж. Жена была в отъезде и не успела вернуться к погребению. Когда она вернулась домой, гробовщик показал ей место, где похоронен ее муж. Два дня она плакала на его могиле и подавала поминания. Она сразу же хотела поставить на этом месте памятник, но во сне ей явился муж и сказал, что он похоронен в другом месте и нельзя ставить ему памятник на чужой могиле. На следующий день женщина пришла к

своему родственнику-философу и рассказала свой сон. Философ покачал головой и, как мог, утешил родственницу. Но умерший супруг снова явился во сне жене и показал на кладбище место своего погребения. Женщина опять пришла к философу и рассказала о повторившемся сне. Последствием было вскрытие обеих могил. В первой было найдено тело неизвестного человека, а во второй - ее мужа. Это событие настолько повлияло на философа, что он опроверг все прежде написанные книги, в которых утверждал, что со смертью тела гибнет душа и сознание и жизнь души прекращается. I   Нет числа средствам и способам, которые использует Господь в управлении судьбы человека к добру. Иногда растения, камни и животные служат орудиями Божьего Промысла. На духовную перемену пророка Ионы подействовало растение, а на гадателя Валаама повлияла его ослица, и он из языческого гадателя обратился в пророка Бога живого. Не замечаете ли вы иногда и в себе необычные мысли, светлые, как огоньки? Это Бог действует на вас через ваши мысли. Или не удивляло ли вас иногда то, что вам вдруг кто-то, как бы вскользь, рассказал о судьбе человека, который страдал теми же тайными грехами и пороками, что и вы? И слушая его рассказ, смущалась наша душа и трепетала совесть; вы внутренне гневались, почему ваш посетитель именно вам рассказывает эту историю и делали вид, что вы здесь ни при чем. А это посланник Божий, братья, хотя он и сам того не ведает. Не случайно он рассказал вам то, что должно послужить знаком и предостережением, и это главное, ради чего он пришел к вам, послан благим Провидением, ибо чаще всего Бог действует на людей через людей. Все это заставляет нас быть бесконечно осторожными и мудрыми, и словно бдительная стража, непрестанно бодрствовать над всем, что происходит вокруг нас и в нас. Не напрасно Христос многократно повторял Свою заповедь: «Бодрствуйте, трезвитесь, чтобы не впасть в напасть» (Мф. 26,14). Сонного стражника легко пленяет враг, сонные души в плену страстей, людей, бесов, мира и его обмана. Наш мир - мир символов и знаков. Тяжкая судьба ждет тех, кто, словно неграмотный, смотрит и не видит, и, как глухой, слушает и не слышит. Часть нашей судьбы в нашей власти, самая значительная часть. Древний философ Эпиктет, современник апостола Павла, поделил все предметы на две категории, на те, что в нашей власти, и на те, над которыми мы не властны. В нашей власти, говорит он, мысли, желания, намерения, а не властны мы над здоровьем, имением, славой и положением. Подобно Эпиктету но намного глубже и сильнее, ска-

зал святой Максим Исповедник: «В нашей власти причины, по не их последствия». Он хотел сказать следующее: последствия нашей видимой судьбы, приятные и неприятные, зависят от нас самих. И это единственное, что зависит от нас самих, а то, что последует из этих причин, во власти Того, Кто все создал и всем владеет. Эта чисто евангельская мысль возвышает наше достоинство, как существ свободных, но и увеличивает ответственность.

http://fotki.yandex.ru/

А если все так, брат, возьми крепко в свои руки причины добра, а причины зла быстро отбрось от себя, как отбросил бы из-за пазухи змею. Не дай своему сердцу наполниться нечистотой, ибо от него будет полниться нечистотой твой даль-нейший путь. Нет на свете такой ямы, в которую могло бы вместиться нечистоты больше, чем в человеческое сердце. Наполни свое сердце страхом Божиим, верой и милостью, и не замедлят благие последствия, и прорастут из такого семени сладкие плоды. И от благоухания твоего сердца весь твой путь наполнится благоуханием, наполнится миром, покаянием, мужеством и стремлением ко Всему, что добро в очах Творца твоего. И исполнится на тебе народная мудрость о добром чело-веке, которая говорит: благоухают и следы его! Не копи ненужного сокровища, а если накопил, потрать его на добро многих ради имени Христова, ибо задушит твое богатство тебя и твоих любимых. Сестра, тебе сейчас говорю, слушай и запомни, не истребляй детей, которых Господь посылает тебе как драгоценный дар, чтобы не отнялись у тебя дети, которые тебе раньше дарованы.

А ты, дитя, не отчаивайся над своей судьбой, загляни в свое сердце и посмотри, какое семя ты в нем посеял. Не избегай служения, не бойся страданий. Не верь в слепую случайность. Чаще вспоминай слова Христа - «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30), - и ободрись. Твой Бог - Бог Всезнающий и Всемогущий. Верь Ему, очищай свое сердце и надейся на добро, только па добро. Твой Бог не похож на вымышленных языческих богов, которые ради собственного удовольствия углубляли несчастье несчастных, а самолюбивой беспечностью доводили человеческий род до самоубийственного отчаяния. Твой Бог дал Себя распять на кресте из любви к тебе. Такого Бога не может заменить ни один другой «бог», ибо другого быть не может. Даже если бы был другой и иной бог, он был бы не нужен и бесполезен для людей. Еще твой Бог - Бог чуткий, Он всегда слышит и непрестанно отвечает. Между небом и землей существует невидимый «телеграф», который работает днем и ночью с тех пор, как Адам возник из праха и был Духом оживлен. Отделение этого «те-

леграфа» на земле - это сердце человека, а центр на небесах - это Бог. И твое сердце - одно из таких отделений, с которым Всевышний сообщается. Не говори в страдании: Господь меня не видит! Разве может не видеть Тот, Который сотворил око? И не говори в искушении: Бог не слышит меня! Разве может не слышать Тот, Который сотворил слух? И никогда не говори: Бог меня не любит! Разве может не любить Тот, Который из любви сотворил все и для Кого нет иного побуждения, кроме любви? Если бы он не любил тебя, разве сотворил бы тебя и хранил на этой арене жизненной борьбы? Не говори и так: я слишком грешен и нечист, чтобы Бог заботился обо мне! Бог верит в тебя, верь и ты в Него! И потому что Он верит в то, что ты очистишься и исправишься, Он хранит твою жизнь и ждет. Уповай на Господа, ибо Он полагает на тебя надежду. Если бы Он не имел надежды на то, что однажды ты поднимешься и отряхнешь пепел греха с Божественного очага в себе, разве Он бы держал тебя среди живых? Ведь Бог твой не избегал мертвых, не отворачивался от прокаженных, не презрел женщины-грешницы, не отверг разбойника на Кресте. И тебя Господь не презрит и не отвергнет. Отдай Ему сердце свое, и Он отдаст тебе Свое. Дитя, ты принадлежишь народу, который не отчаивается. Ведь наш народ не по мелководью путь держит, по великим глубинам жизни плыл наш корабль на протяжении многовековой истории. Со всех сторон одолевали его бури, но не смогли разбить. Кораблем нашим правил не фантастический Нептун, но истинный Бог, пострадавший на Кресте. Наши предки отдали свою судьбу в Его руки, и Он вел нас путем, подобным тому, каким Он Сам ходил когда-то, о какая честь для нас! Узким и тернистым путем вел Он нас, чтобы сделать нас причастниками Своих страданий и Своей славы.

Молчание - путь к мудрости. Неужели пятьсот лет молчания не пробудили наши разум и сердце, не открыли нам сущность судеб людей и народа и виденья Божественного в этих судьбах? Неужели за пятьсот лет молчания мы не собрали никакого духовного и нравственного сокровища, которое могло бы стать вкладом в сокровищницу всего мира? Неужели пятьсот лет мы вели молчаливые разговоры с Христом, приносили к подножию креста Его боль народа на этой земле, пропитанной кровью и слезами, ради того, чтобы сейчас пройти мимо Него и учиться азбуке жизни от тех, кто объясняет судьбу слепой и глухой случайностью? Какой стыд! Какое падение!

Молись Богу, дитя, невидимому и долготерпеливому Кормчему судьбы нашего народа, молись,

чтобы отвратил Он сыновей и дочерей народа от темной дороги христоборчества. Христе, многострадальный и победоносный Боже, прости, помилуй и спаси нас! Аминь.

 Из книги "Творите дела правды". Изд-во "Сибирская благозвонница", Москва, 2008.

Перевод Светланы Луганской. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале