Загадки Тициана
Загадочность тициановского полотна уже в том, как долго, не приходя к единому мнению, спорят искусствоведы о личности, изображенной на портрете. В конце XVI века полагали, что неизвестный - близкий друг Тициана. После решили, что это Ипполито Риминальди, юрист из Феррары (эта версия в российском искусствоведении долгое время была основной). Его олицетворяли с Пьетро Аретино, герцогом Гвидубальдо делла Ровере, с Оттавио Фарнезе, внуком Папы Павла ΙΙΙ, а также считали портретом Говарда, герцога Норфолдского, исходя из того, что в его семейном замке Арундель хранится копия портрета.
|
«Портрет
незнакомца с серыми глазами». Тициан. Фрагмент. |
Незнакомец казался потомкам непременно человеком благородного происхождения, «высоких кровей». Формальный хрестоматийный признак - «золотая цепь, указывающая на знатное происхождение». Но есть и более глубокие причины, понятные каждому, увидевшему портрет. Может ли так смотреть скромный или бедный человек, может ли быть такая осанка у того, чей взгляд уперся в землю? Нам, потомкам далекого и величественного времени, сложно представить тициановского героя простолюдином.
Но тайна портрета Тициана не только в том, кто изображен на портрете. Серые глаза незнакомца приковывают к себе. Они меняют выражение, которое приобретает все новые оттенки, смыслы - пленниками искусства становятся именно так. Тициан для этого сделал все: среди темного колорита картины, сдержанных тонов (что особенно странно для тех, кто помнит, что он был прекрасным колористом, в совершенстве владевшим цветом) акцент, единственное светлое пятно - на лицо и на руки, которые в композиции картины играют особую роль.
Сдержанная сила, которая читается в сжимающей перчатку руке, внимательный взгляд как бы спрашивают потомков: «Так кто же вы, пришедшие взглянуть в глаза прошлому?»
Внутри тициановского героя таится огромная мощь. Невероятное, потрясающее мастерство художника в том, что он ее выразил в одном взгляде.
Еще один нерешенный спор искусствоведов о том, когда был написан портрет. Традиционно его относили к периоду Тициана - сложившегося мастера, словом, к концу сороковых годов семнадцатого столетия. Однако сейчас специалисты из музея Питти относят его к более раннему периоду - к двадцатым годам, когда становление таланта великого художника только начиналось.
Светлое лицо и взгляд, обращенный внутрь себя, в незримые глубины духа, и вместе с тем неотступно, взыскующе следящие за зрителем, вызывают странное и смутное желание узнать, что сказал бы он нам, если бы сошел с портрета. Что сказал бы Гамлет тем, чей бегающий в поисках средств к выживанию взгляд не может остановиться на самом себе? Перекличка Гамлет-герой Тициана - еще одна загадка этого удивительного образа. Их объединяет высокий ранг мысли, духовной жизни. И тот, и другой - памятник человеческому духу, напоминание о том, каких вершин может он достигнуть. Таков высочайший идеал человека, который искусство дарит каждому из нас.