Президент — за, а игрушки — против
Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию 12.12.12 неоднократно подчеркивал необходимость опоры на нравственность. Он также предложил вернуть в школу воспитательную компоненту. Задача — сформировать «нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Воспринимается это, конечно же, положительно.
Однако Президент отметил следующее: «мы должны действовать не путем запретов и ограничений». Это означает, что государственная поддержка того, что предлагается считать правильным, будет происходить на фоне свободы рынка, реализующей «культурные ценности» совершенно различного качества.
Представляем ли мы, каков масштаб этой задачи? Думается, что не вполне. Деформации, возникающие в условиях отсутствия жесткой привязки к традиционным ценностям, сегодня распространились по всему полю культуры, и проникли в нее уже достаточно глубоко. Воздействие на общество в каких-то отдельных точках ситуацию в целом выправить не может.
Наглядный пример этому легко получить, посетив магазины детских товаров, подбирая подарок ребенку на Рождество (или на Новый год — для тех, кто сохраняет верность этому празднику). Основные наблюдения, полученные в таком походе, следующие.
1. Практически отсутствуют игрушки отечественного производства. Когда (редкий случай!) обнаруживается игрушка российского производителя, опять-таки, часто оказывается, что комплектующие для нее сделаны в Китае. Впрочем, в том, о чем мы говорим, главное — не экономическая составляющая. Игрушки, сделанные за рубежом, принадлежат к другой культуре и являются агентами этой культуры в нашей культурной среде.
2. Основная масса игрушек представляет собою серии. Эти игрушки существуют не сами по себе, а в соседстве с другими игрушками из данной серии. Ребенку предлагается подкупать одну игрушку к другой. С точки зрения бизнеса формирование подобной установки естественно, поскольку она стимулирует продажи и увеличивает прибыль. С точки зрения культуры мы имеем здесь программирование детской игры: ребенку подсказывают, как именно он должен использовать игрушки, во что играть, на каких ситуациях акцентировать свое внимание.
3. Значительное количество игрушек имеет агрессивное оформление. И доля таких игрушек растет. Милы и приятны лишь игрушки для самых маленьких (до 3-х лет). Их покупают родители без участия детей. Но с возраста, в котором можно представить ребенка, пришедшего вместе с родителями в магазин, начинается борьба за детское внимание. Игрушки становятся ярких, кричащих тонов. Если сами игрушки не таковы, то такова их упаковка. Ее задача – подчеркнуть, что «круто» иметь такую игрушку. Цветовая гамма концентрируется в горячей части спектра, с обильным дополнением черного цвета. Оформление соответствует распространенному сегодня клиповому мышлению: картинки налагаются одна на другую, рисунок рассыпается на фрагменты, количество элементов рисунка (фрагментов) множественно. На упаковках изображаются моменты экзальтации (крики, фигуры в экспрессивном движении и т.п.) Прежде всего, это касается игрушек для мальчиков. Для девочек основной цвет — розовый; однако с каждым годом все большая часть игрушек для девочек подгоняется под «мальчишечий» стандарт.
4. Свежая тенденция — игры уходят из детских магазинов. Кое-где отделов игр просто нет, а там, где игры еще остались, ассортимент их незначителен, а положение в торговом зале — маргинальное. Представляется, что основных причин тут две: во-первых, ребенок играет теперь все чаще на компьютере. Игрушки сегодня не столько предназначены для игры, сколько представляют собой элемент статуса. Они должны быть, чтобы ребенок мог чувствовать себя не хуже других детей. Также важно чувство обладания — чем длиннее собранная серия, тем больше удовлетворение. А игра происходит в виртуальном пространстве. Вторая причина: играть не с кем. Братьев и сестер нет, в гости стали ходить реже. Да и навыки совместной деятельности утрачиваются. Оставшиеся игры, в итоге, по большей части — совсем не детские. Их аудитория — веселящиеся взрослые компании.
5. Наблюдается деградация ассортимента. Новых игрушек в больших магазинах практически нет. Развитие идет в рамках существующих серий. Игрушка вне серии производителю не интересна, он не вкладывается в ее создание. Даже те игрушки, которые существовали ранее, на магазинные полки не попадают. Ассортимент ограничен. Игрушки, в основном, концентрируют в себе следующие смыслы: забота о внешнем виде, беззаботный досуг (игрушки для девочек), приобретение (деньги, сокровища и т.п.), реализация силы — роботы, люди с оружием (игрушки для мальчиков). Смыслы за пределами этих категорий в пространстве детских магазинов встречаются крайне редко. Налицо явный застой. Недостаток качества возмещается количеством и размером (появилось очень много крупногабаритных игрушек — для богатых).
Конечно, настойчивый родитель все равно найдет приемлемый вариант подарка. Существуют маленькие альтернативные магазинчики, с более адекватным ассортиментом. Есть еще группы товаров, которые выходят за рамки описанных выше тенденций — наборы для творчества, конструкторы, пазлы и т.п. Наконец, по-прежнему хорошим подарком остается книга. С книгами ситуация несколько иная: несмотря на обилие сомнительной продукции, сегодня не составляет проблемы найти любое классическое произведение детской литературы. Надо только знать, какая книга тебе нужна.
Однако вернемся к означенной проблеме.
Игрушка адресована ребенку. Ребенок открыт навстречу игрушке. Через игрушку идет социализация ребенка. Он впитывает в себя ту культуру, которую несут с собой игры и игрушки, в которые он играет. При этом культурное воздействие осуществляется в том возрасте, когда душа ребенка податлива, а критическая способность еще не развита.
Получаем ситуацию: с одной стороны, ребенок будет слышать правильные установки (если задача опоры на нравственные ценности, поставленная Президентом, будет реально решаться). С другой стороны, в его комнате его будут окружать продукты совсем другой культуры. Что победит? Победит игрушка. Она приходит к ребенку раньше, чем школа. И ее воздействие гораздо интимней. Нам надо менять общий культурный фон, частным случаем которого является ассортимент детских магазинов. Задача в целом гораздо масштабней, поскольку ребенок воспитывается не только игрушками (и не только школой), но всеми проявлениями культуры, с которыми ребенок сталкивается повсеместно. Но даже сама по себе проблема детского магазина требует неординарных и затратных шагов. Готовы ли мы ее решать? Или оставим все на усмотрение рынка?