Неделя о самаряныне: разбираться в вопросах веры
У кого на даче нет водопровода, тот знает, что такое время от времени ходить к колонке за водой. Набираешь несколько канистр, ставишь их на тележку - и вперед.
И вот представьте такую ситуацию. Летний полдень, Вы стоите у колонки и ждете, пока наполнятся все канистры. Летают бабочки и прозрачные мошки. Жарко. Скучно.
А тут рядом на бревнышке сидит молодой человек. Волей-неволей перекинешься с ним двумя-тремя словами. Вот только о чем? О погоде, о редисе, который уже вырос у соседей, о «Евровидении»? Если человек Вам симпатичен, Вы будете говорить о том, что Вас действительно волнует, чем хочется поделиться:
- А ты, случайно, не смотрел этот фильм? А не читал статью в новом журнале?
Интересно, если встретится священник или семинарист в подряснике, спросит кто-нибудь:
- Я вот тут одно место в Евангелии не понимаю. Объясните? И вот еще у пророка Иеремии мне кое-что совсем неясно...
Разговор на «богословскую» тему кажется чем-то специальным, далеким от жизни. Этаким предметом ученых «штудий» для избранных. А ведь правильно понимать то, что написано в Библии, представлять себе историю Церкви - это самая обычная для христианина вещь. Непонятно, как можно быть, например, переводчиком и не разбираться в грамматике языка и не стремиться обогатить словарный запас. Странно быть христианином и не пытаться разобраться даже в основах своей веры, не стараться узнать о ней как можно больше. Спросит тебя кто-нибудь: «А вот это у православных что такое?».А ты и не знаешь, что ответить.
Сегодня на литургии из Евангелия читают фрагмент о встрече Иисуса Христа и самарянки у колодца.
Иисус Христос родился и вырос в Иудее. Исторически получилось так, что между иудеями (которые жили южнее в Иудее со столицей Иерусалимом) и самарянами (чье государство располагалось севернее и имело столицей Самарию) были разногласия в вопросах веры. Иудеи считали, что совершать богослужение можно только в Иерусалиме на Храмовой Горе, а самаряне не придерживались этой традиции и построили у себя, тоже на горе, другой храм.
Религиозный конфликт был настолько острым, что они даже не разговаривали между собой. Но для Христа не существовало подобного разделения между людьми, главным было внутреннее состояние и расположение сердца.
Разговор между Иисусом Христом и самарянкой у колодца удивителен не только из-за того, что здесь Христос впервые сказал о себе как о Мессии. Увидев, что перед ней знающий человек (вероятно, выглядевший как учитель-раввин) в коротком разговоре самарянка поспешила спросить его о вещи, которая ее очень сильно интересовала. Это были не цены на продукты, не новости из иудейских селений, в которых она вряд ли когда-то бывала или надеялась побывать.
- Где и как правильно поклоняться Богу? - спросила эта женщина, имевшая пять «мужей», по тогдашним (да и по нынешним) меркам далеко не праведница. Если бы каждый вот так пытался разобраться в вопросах веры!
Именно в ответ на этот искренний интерес женщины к вопросам веры Христос открылся ей как Мессия (а ведь тогда он не говорил об это даже с апостолами!). Именно как ответ на слова женщины, как писал о. Иоанн (Крестьянкин) «здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной».
После этой встречи Фотина (как звали женщину) стала ходить в селение, рассказывая об Иисусе Христе, долгожданном Мессии, с которым она однажды встретилась. В те времена к христианам относились враждебно, и Фотину убили, живой бросив в колодец. У колодца она увидела Источник Жизни, у колодца нашла и смерть - теперь уже как переход из времени в Вечность.