Кризис общества - рост агрессии? (Ч.1)
Наталья Викторовна Лазько, врач-психиатр, кандидат мед. наук, сотрудник института судебной психиатрии им. Сербского, специалист с двадцатилетним опытом работы. Уже несколько лет она проводит психологические консультации в стенах университетского храма.
Поводом к нашему разговору с Натальей Викторовной послужили вспышки агрессии, недавно потрясшие общество: расстрел мирных граждан в университете Баку, нападение на ни в чем не повинных людей милиционера... Подобное сейчас, увы, происходит регулярно и в нашей стране, и за ее пределами. Как при этом не стать жертвой в физическом и психологическом смысле? Действительно ли наше время сверхагрессивно, или это только образ, создаваемый в СМИ?
- В последнее время в СМИ все чаще говорят о нападениях на случайных людей; создается впечатление, что жертвой может стать каждый. Как вы думаете, это следствие определенных тенденций или случайное совпадение внутренне не связанных событий?
- Это, наверное, явление многоплановое, поэтому в одном направлении трактовать его вряд ли получится. Вот Вы говорите об участившихся случаях нападения. Откуда мы об этом знаем? Из СМИ. Два века назад таких источников массовой информации не было. Они существовали в иной форме. Из художественной литературы и из документов известно, что были разбойники и такие дороги, по которым без обозов передвигаться было опасно. Мне неизвестны работы, содержащие статистику противоправных действий в течение, допустим, последнего века; может быть, они есть, интересно было бы сравнить процентное соотношение.
С другой стороны, действительно бывают неустойчивые, смутные периоды в жизни каждого государства. Например, начало 17-го века в России - Смутное время. Судя по дошедшим до нас описаниям, тогда было не менее беспокойно, чем сейчас. Вообще то, что увеличивается уровень тревожности, агрессии, катаклизмов, в обществе бывает видно.
- Вы как психиатр видите эту проблему?
- Как специалисту мне это заметно и по качеству тяжёлых действий в отношении личности : их больше, чем раньше. С другой стороны, нельзя исключить влияния популярно-развлекательной информации агрессивного характера. Мне кажется, она имеет очень большое значение. Если человек регулярно погружается в пучину насилия, крови, наблюдает отрывание частей тела, и это становится самым обычным действием, то такие модели реагирования и модели поведения запечатлеваются. Время от времени это проявлялось в повседневной человеческой жизни, а сейчас стало случаться чаще. Если учесть, что люди, которые признают Творца, пусть даже не определяясь конфессионально, в повседневности забывают о Нём, то получается, что страха Божия-то нет. К какой бы конфессии человек ни принадлежал, он знает, что право давать и отбирать жизнь не в наших руках, и нельзя забывать об этом.
- Увеличение интереса к криминальной хронике в СМИ вызывает рост агрессии или наоборот безразличие к жестокости?
- Мне кажется, что может быть и то, и другое, потому что ничего хорошего в смаковании такого рода подробностей нет. Точно так же, как никогда не поощрялось, не рекомендовалось святыми отцами смаковать на исповеди подробности прегрешений. Человеку это по сути чуждо, это возвращение к языческому восприятию мира и поведения.
- Как обычный человек может, с одной стороны, обезопасить себя, а с другой - попытаться сделать так, чтобы агрессия не пробудилась в нём самом?
- В любом случае практические рекомендации завязаны на евангельских заповедях. Мы можем их не называть, но именно они будут лежать в основе. Наряду с этим следует обращать внимание на разного рода зрелища: телепрограммы и посещения всяких мероприятий. Тут нужно выбирать, сознательно отсекая всё то, что несёт в себе агрессивные проявления.
Кроме того, все горячительные смеси человека растормаживают: нарушается связь между высшими корковыми и инстинктивными подкорковыми функциями. В таком состоянии человек очень много себе позволяет по воле низших инстинктов. То есть нужно сознательно контролировать, где и что ты пьёшь, и нужно ли вообще это делать.
У каждого из нас есть свобода выбора, даже если человек не позиционирует себя верующим. Всегда можно выбрать то, что собирает душу, не раздёргивает её, не возбуждает страсти злобы, раздражения, обиды. Если человек подумает, то он поймёт, что в нём это проявляется довольно часто, и всегда можно выбрать, что делать, куда ходить, куда не ходить, что смотреть, что не смотреть, что слушать, что не слушать. Конечно, когда мы проходим по улице, глаза очень трудно удержать: в столице, в больших городах очень много раздражителей. Но если об этом знать и помнить, вполне можно выравнивать своё состояние и не провоцировать в себе агрессивные начатки, которые в каждом из нас имеются. Вполне возможно усилием воли (а верующий человек скажет «с Божьей помощью») с этим бороться и не допускать проявлений агрессии.
- Можно ли сказать, что среда обитания, которая складывается в крупных городах, оказывает влияние на рост насилия и преступности?
- Я думаю, это тоже явление известное и описанное в художественной литературе. Сельская местность, небольшие города - там всё довольно прозрачно, там все друг друга знают. Не надо никакого радио или телевидения, чтобы знать, на каком конце что произошло. И это сдерживает людей. Все связаны знакомством, узами родства , общей работой - всё это относительно небольшой круг.
А в большом городе очень легко затеряться. Мы с вами понимаем, что Господь всё видит как на ладони: прячься, не прячься. А если Он изволит, то и для человеков это будет явлено тоже. Очень часто люди забывают о том, что всё равно ничего не скроешь, и ощущают, что можно где-то словчить, скрыть, расслабиться, как говорят, раскрепоститься.
И, конечно, условий здесь масса. Само строение мегаполиса: эти многоквартирные дома, закоулки, подворотни, чердаки, подвалы, постоянная спешка, множество маргинальных личностей, утративших жильё, - всё это тоже провоцирует.