Древняя Русь вернулась в Московский Кремль (ФОТО)

12 января 2012 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, впервые спустя три с половиной века после трагической церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую Церковь и общества на два непримиримых лагеря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в стенах Патриаршего Успенского собора Московского Кремля состоялась архиерейская Божественная Литургия древним дораскольным чином.

Богослужение, которое возглавил постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, состоялось по просьбе духовенства и прихожан старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви в ознаменование памяти Первого Всероссийского единоверческого съезда, 100-летие проведения которого отмечалась единоверцами в ушедшем году.

Митрополиту Ювеналию сослужил член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви – настоятель Михаило-Архангельского храма села Михайловская слобода Московской области игумен Иринарх (Денисов), настоятель Никольского храма в Студенцах города Москвы игумен Петр (Васильев), настоятель Никольской единоверческой общины Санкт-Петербурга протоиерей Петр Чубаров, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов и другие старообрядные священнослужители града Москвы и Московской области, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской митрополий.

За богослужением молились члены Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством: заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС Д.И. Петровский.

Песнопения исполнял хор Михаило-Архангельского единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской области.

В завершение Литургии перед мощами святителя Макария, митрополита Московского, были пропеты тропарь и величание.

Далее прозвучало приветственное слово настоятеля единоверческого храма во имя Архистратига Божия Михаила, что в Михайловской слободе Московской области, игумен Иринарх (Денисов). Он, в частности, отметил: «Настал день, о котором едва ли могли мечтать наши духовные предки. По зову Святейшего Патриарха здесь, в сердце Русской земли, собрались мы, рассеянные в разных концах Руси — прибыли из двух столиц и их окрестностей, с Урала, из Поволжья и Украины. Собрались в дорогом для каждого русского человека древнем соборе для служения Божественной литургии по чинопоследованию, принятому на Руси при первых пяти Всероссийских Патриархах и в более древние времена, – богослужения, которое не совершалась подобным образом в этих стенах более трех с половиной столетий».

Игумен Иринарх (Денисов) выразил надежду на то, что «сегодняшняя встреча и совместная молитва — это только начало, и в будущем подобные события станут доброй традицией, объединяющей всех нас в лоне одной Матери Церкви».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к молящимся со словом приветствия:

«Ваше Преосвященство дорогой владыка Стефан,
дорогой отец Иринарх, возлюбленные братья-пастыри,
дорогие чада церковные – братья и сестры!

Горячо и сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова, который отмечает ныне вся наша православная Святая Русь.

Богослужение, которое мы совершили сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вернуло нас в седую древность. Три с половиной столетия святые исторические стены Успенского собора Московского Кремля не оглашались этой древней молитвой, которую мы воскресили в наших сердцах, мыслях, наших песнопениях и молитвословиях.

Святейший Патриарх с радостью благословил желание единоверцев через сто лет с того времени, когда был проведен Первый Всероссийский единоверческий съезд, показать, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны и самое главное – мы свидетельствуем о нашем единстве во Христе Спасителе.

В этих молитвах сегодня мы горячо и сердечно испрашиваем у Господа благоденственного и мирного жития для нашей святой Поместной Церкви, для ее спасительной миссии на земле. Мы молились о богохранимой державе Российской, о народах, населяющих ее, чтобы мир, благоденствие, согласие и единомыслие царствовали в сердцах людей.

Спасибо вам, прибывшим из разных концов земли, чтоб соединиться в этой братской и сестринской молитве. Пусть молитвы, которые мы сегодня возносили от наших сердец, дойдут до Престола Божия и исполнит Господь наши прошения».

Затем владыка Ювеналий огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам богослужения.

Раскол XVII века нанес болезненную рану телу Русской Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования, отмечается в обращении:

«События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания.

Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII -XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I».

Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие — это часть нашей общей церковной сокровищницы, напомнил Святейший Патриарх, подчеркнув: «Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания».

В обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви богослужение древнерусским чином, совершенное в день памяти святителя Макария Московского, названо глубоко символичным, поскольку этот святитель послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив последующим поколениям высокий пример жизни во Христе по образу подвижников древней Руси. «Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние», — говорится в послании.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа; в этом состоит его историческая миссия, этой задачей обусловлено возрастание его роли в общецерковной жизни».

 

По случаю сегодняшнего торжества и в память Первого Всероссийского единоверческого съезда митрополитом Ювеналием для служащего духовенства и почетных гостей был устроен прием в трапезных палатах Успенского храма Новодевичьего монастыря, после чего присутствовавшие смогли ознакомиться с экспозицией церковного музея Московской епархии. Участники знаменательного события также приняли участие в памятном фотографировании.

***

Совершенная 12 января 2013 года в Успенском соборе Божественная литургия была первой, которая служилась в Московском Кремле по дореформенному богослужебному уставу после трагического церковного раскола XVII века. Историческим Деянием об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их, которое по докладу председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима было принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, дореформенные русские богослужебные обряды были признаны «спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале