Форма и смысл: разговор о современной скульптуре. Ч.2
Эволюция культуры
Почему появилось так
называемое современное,
нефигуративное искусство
с его эстетизацией
ужасного и эпатажем?
Оно же выросло не на
пустом месте?
- В Европе была традиция, 2000 лет христианской культуры. Что собой представляет эта традиция? Изображение Бога и человека, подобного Богу. Задача была сделать образ человека совершенным, поэтому присутствовала академическая школа и т. п. И вдруг в XIX-м веке появились люди, которые решили сделать творческую жизнь более свободной. Те же импрессионисты, например. С одной стороны, это объясняют тем, что надоело рисовать в том стиле и хотелось попробовать по-другому. А дальше уже появились Кандинский, Малевич, Шагал. Понятно, что они были первыми, они это придумали, и они являются некими культовыми фигурами. Потом уже появились их подражатели: первые, вторые, третьи, десятые.
Но даже если взять искусство начала XX-го века, в нем было меньше негатива и агрессии. И когда смотришь на наших художников-шестидесятников очевидно, что их картины больше связаны с людьми, чем современное искусство конца 90-х годов и лет нынешних.
Сейчас оно настолько агрессивно! Почему-то на поверхность выносится всё самое плохое и называется эпатажем.
Есть и вполне безобидные, неагрессивные авторы, но есть и вещи одиозные. Это какая-то вседозволенность. И именно она приводит впоследствии к агрессии. Мне кажется, это уже не искусство, а политика. Ещё в середине 90-х годов, например, был такой перформанс в галерее Марата Гельмана: появилась корова с надписью «Россия», и её рубили шашками. Еще пример: в 2005-м году в центре Жоржа Помпиду были выставлены такие скандальные вещи как трупы.
Они стремятся создать скандал, сделать так, чтобы об этом говорили. И чем скандальнее показываемое, тем моднее «фишка», видимо.
- А много ли художников сейчас занимаются традиционным, фигуративным искусством?
- Безусловно, они есть, и их немало. Тем не менее грустно, что больше финансируется и поддерживается искусство нефигуративное. Например, была большая выставка в Манеже, посвящённая 75-летию Союза художников, и многие вещи, сделанные в 30-е-40-е годы, не были экспонированы: музеи отказались отдать их на экспозицию, потому что не было достаточной охраны, то есть, на это не было выделено средств. Не был даже выпущен каталог!
- Когда-то была цензура государственная, сейчас цензура коммерческая?
- Все еще интересней. В советские времена было искусство социалистического реализма, оно было политизировано. И существовало неофициальное, запрещаемое искусство нонконформистов. А теперь наоборот - ведется борьба с искусством советского периода: его лишают финансовой поддержки, говорят, что это не искусство, что это позор для России, что настоящее искусство - это то, которое создается сейчас.
Мне же запреты в искусстве видятся несерьезными, неправильными, неконструктивными.
Скульптурное «лицо» Москвы
- В Москве, в отличие от, скажем, европейских городов, очень мало малой, жанровой скульптуры, которая украшала бы парки, скверы, просто улицы. Какая-то гигантомания преобладает, а ничего соразмерного человеку практически нет.
- Я тоже думал, почему в Москве так мало скульптуры, масштабной к человеку? Наверное, потому, что Москва - очень большой город, с огромными пространствами, высотными зданиями. Такие масштабы предполагают огромные скульптурные формы, огромные изображения. И еще это, наверное, связано с мышлением тех людей, от которых зависит установка этих памятников, с определённой культурой этих людей. Возьем в качестве примера другую ситуацию: я был в Брюсселе, в Бельгии, и удивился огромному количеству камерной, небольшой скульптуры, памятников. Но Брюссель - город сравнительно с Москвой небольшой. Безусловно, там масштаб зданий другой, в основном домики в 3-4 этажа. Сам масштаб определяет то, что небольшая скульптура вписывается в интерьер города. Конечно, зависит многое и от архитекторов.
- Но вот, например, Минск. По площади и численности населения он сильно уступает Москве, но впечатление производит даже более монументальное: ведь его с размахом отстроили практически заново после войны. Но в этом городе часто можно увидеть в сквериках, укромных уголках какие-то скульптурки. Заходишь в парк, а там лавочки. Все лавочки как лавочки, а на одной сидит такая бронзовая дама под зонтиком. И лавочка эта вписана во все остальные. Потом дальше идёшь - стоит какой-нибудь бронзовый товарищ под деревом... Это делает город уютнее.
- И в Москве есть примеры такой небольшой скульптуры. Взять, например, Старый Арбат. Там есть памятник Булату Окуджаве скульптора Георгия Франгуляна. Это как раз та традиция, о которой мы говорим. Мне нравится сама идея этого памятника, эта скульптура какая-то «человеческая». Тоже можно сказать и о памятниках «Принцесса Турандот» скульптора Александра Бурганова у театра Вахтангова и скульптурной композиции «Дети - жертвы пороков взрослых» Михаила Шемякина на Болотной площади.
- Работы каких скульпторов Вам нравятся? Имею в виду то, что стоит на улицах, что каждый может увидеть.
- Из советских скульпторов - Александр Матвеев, у него очень интересные человеческие фигуры. Он делал их очень цельно. У Александра Опекушина хорошие вещи, причём и в традициях достойных, и слеплены хорошо, и архитекторы у него были хорошие. Памятник - это же не просто скульптуру слепить, но еще привязать её к архитектурной части: к фундаменту, к постаменту, представить, как это всё будет в пространстве выглядеть. Хочется назвать еще таких мастеров скульптуры, как Михаил Бабурин и Николай Томский. Хороший пример небольшой парковой скульптуры - это работа скульптора Михаила Дронова; я считаю его одним из интереснейших и выдающихся современных московских скульпторов. Он сделал памятник, посвящённый Пушкину и Наталье Николаевне, у Никитских ворот. Хорошо слеплены фигуры, но, к большому сожалению, архитектор ошибся - ротонда их совсем задавила. Насколько мне известно, автор и сам по этому поводу переживает.
Памятник Юрию Долгорукому напротив мэрии тоже очень хорош и сделан здорово. Из современных памятников нужно отметить колонну на Трубной площади - прекрасный памятник. Он и спроектирован здорово, и очень цельный, образный такой. Есть, есть в Москве хорошие работы! Пусть их не так много, но ведь не много и скульпторов.
Надеюсь, что в будущем эта ситуация изменится, и город будет украшен произведениями небольшой, камерной пластики, приравненной к масштабу человеческого тела, что было бы очень здорово.