Апостол язычников
Список
христианских реликвий пополнился еще одним весьма важным «артефактом». В
минувшее воскресенье Папа Римский Бенедикт XVI сообщил, что под алтарем одного
из храмов итальянской столицы -- Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (базилика Святого
Павла за городскими стенами) были обнаружены останки апостола, в честь которого
этот собор получил свое имя. Как официально заявил римский понтифик, в ходе
исследования саркофага, обнаруженного учеными в 2006 году под алтарем базилики,
были обнаружены фрагменты человеческих костей, относящихся к I--II векам нашей
эры. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было
проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были
обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет,
пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна, -- сообщил
подробности научных исследований глава Римско-католической церкви. -- Было
также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых
соединений». Понтифик подчеркнул, что в целях объективности изучения находки
радиоуглеродный анализ мельчайших фрагментов костей, обнаруженных в саркофаге,
был проведен специалистами, не знавшими о происхождении объекта исследования.
Результат показал, что останки в саркофаге, на котором по латыни написано:
«Павел, апостол, мученик», принадлежат человеку, жившему между I и II веками
н.э., что согласуется с наиболее распространенным среди историков и богословов
мнением о времени гибели апостола -- между 64-м и 68-м годами н.э., в
царствование императора Нерона.
Результат изучения находки «похоже, подтверждает единодушную и бесспорную
традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», подчеркнул
Бенедикт XVI. Дело в том, что базилика Святого Павла за городскими стенами была
заложена первым римским императором-христианином Константином Великим на месте
предполагаемого захоронения апостола, казненного по приказу Нерона (считается,
что ученики Павла оставили на могиле памятный знак, позволивший Константину 300
лет спустя обнаружить это место). Впоследствии император Феодосий перестроил и
расширил храм, строительство которого было завершено Папой Львом I в V столетии
н.э. Свою лепту в украшение собора внесли и православные, почитающие св. Павла
первоверховным апостолом наряду со св. Петром, -- когда в 30-х годах XIX века
древний храм восстанавливался после пожара, император Николай I прислал малахит
и лазурит для воссоздания алтаря. В канун 2000-летия апостола (согласно
историческим исследованиям, он родился между 5 и 15 годами н.э., посему
католическая церковь объявила 28 июня 2008 года началом Года святого Павла) в
храме были впервые проведены археологические работы, о результатах которых и
сообщил римский понтифик. «Мы собрались здесь на могиле апостола, саркофаг которого
сохраняется под папским алтарем», -- сказал в воскресенье Папа, обращаясь к
верующим, собравшимся на церемонию завершения Года св. Павла.
Русская православная церковь пока не дала официальных комментариев по поводу
заявления Папы Римского. Как отметил в беседе с журналистами профессор
Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, вероятнее всего,
останки действительно принадлежат первоверховному апостолу Павлу. Место
захоронения этого святого, равно как и то, где был погребен основатель римской
общины апостол Петр, было хорошо известно их непосредственным ученикам и
многочисленным последователям, а следовательно, и последующим поколениям
христиан Вечного города, сделавшим могилу святого местом паломничества. Ладан,
дорогие ткани и золото, найденные в саркофаге, свидетельствуют о древнем
почитании апостола, подчеркивает о. Андрей. Вместе с тем это может также
говорить о том, что останки св. Павла были перезахоронены, ведь в могилу
апостола, погребенного после казни (на которой не присутствовал ни один из
обращенных Павлом в христианство), вряд ли положили дорогие украшения.
Протодиакон Кураев предполагает, что мощи апостола могли быть перенесены из
одного гроба в другой, а саркофаг был сооружен в более позднее время.
«Апостол язычников» Павел, проповедовавший благую весть грекам и римлянам и казненный за свою проповедь, не входил в число 12 учеников Христа. Савл (так звали Павла до его обращения) родился в малоазийском городе Тарсе, в иудейской семье, имевшей римское гражданство, и воспитывался, с одной стороны, в эллинистическом духе, а с другой -- в традициях фарисейства. Как свидетельствует одна из книг Нового Завета -- «Деяния апостолов», молодой Савл был гонителем первых христиан (в том числе его имя упоминается в сцене казни первомученика Стефана). Книга «Деяния апостолов» повествует о том, что на пути в Дамаск (куда Савл был послан иудейским первосвященником для наказания христианской общины) будущий апостол поражен чудесным образом с неба, и Христос открылся ему со словами: «Почему ты гонишь меня?» После этого события Савл на три дня ослеп, а когда прозрел, уверовал и вскоре принял крещение с именем Павел. Апостол проповедовал Евангелие в Палестине, Греции, Малой Азии и Италии, где создал множество христианских общин. Послания Павла церквам и отдельным ученикам впоследствии вошли в канон Нового Завета.
Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Время новостей" http://www.vremya.ru/2009/113/12/232218.html