Сан-Витале в Равенне: Запад, Восток и снова Запад

Собор Сан-Витале в Равенне не только удивительный памятник зодчества, не просто захватывающие дух мозаики. Это один из ключевых памятников в истории культуры - церковь, сияющая сквозь века в обрамлении античного и византийского искусства.
Раннехристианский период - сложное, во многом драматичное, но вместе с тем и прекрасное время, когда христианство уже укрепилось в Византийской Империи и постепенно начинало осваиваться в королевствах Западной Европы. Это была эпоха, прославившаяся своими первыми мучениками, и это была эпоха, когда вместе с новым мировосприятием формировалось новое искусство. Главные и самые крупные его центры - Константинополь и Рим, однако и Равенна, сохранившая множество памятников той поры, - яркая и важная в истории культуры страница.

Равенна - древний североитальянский город. Ее расцвет восходит к V веку, когда здесь размещалась резиденция императора Западной Римской Империи Гонория. Тогда город превратился в экономический, политический и культурный центр имперского значения. После падения Западной Римской Империи, в VI - первой половине VIII в., Равенна стала центром так называемого Равеннского экзархата (представлявшего собой военно-административный округ в Византийской Империи под управлением экзарха) и главной опорой византийцев на Западе. Называемое «золотым веком» правление Юстиниана (527-565) связано с укреплением позиций Церкви и с активным строительством по всей Империи. Однако, если в столичном Константинополе многое не дошло до наших дней, то не уступающие ему по качеству памятники Равенны сохранились значительно лучше.

Очевидно, что статус Равенны привлекал в этот город знатных состоятельных людей и кроме того получил дополнительное подтверждение во множестве произведений архитектуры и монументально-декоративной живописи. Среди них - так называемый мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово, Архиепископская капелла, так называемый дворец Теодориха, а также его Мавзолей. И наконец, один из важнейших памятников - церковь Сан-Витале.

Точно назвать заказчика Сан-Витале (527-548) трудно, но, вероятно, храм возводился либо на средства греческого ростовщика Юлиана Серебренника (который также вел строительство Сант-Аполлинаре ин Классе), либо по поручению самого императора Юстиниана. В таком случае эта богато украшенная постройка могла дополнительно подчеркивать тесные связи Равеннского экзархата с самой Империей (и если здесь заказчиком строительства был Юстиниан, то напомню, что в Константинополе тогда же возводилась главная византийская святыня - церковь Св. Софии (532-537).

К сожалению, до сих пор не установлено, кем именно был святой Виталий. Скорее всего, имеется в виду либо Виталий Равеннский, во времена Нерона отказавшийся предать христианство, либо же Виталий Болонский, раб, по той же причине принявший мученическую смерть со своим хозяином Агриппой уже в 304 г.

Обращаясь к архитектурным особенностям этого памятника, нужно сказать, что в плане Сан-Витале представляет собой восьмигранник с куполом, т. е. центрический храм. Эта форма непосредственно могла быть вдохновлена императорским дворцом в Константинополе (ныне утраченным), а в более далекой перспективе - античными мавзолеями. Вообще, в Сан-Витале черты классического римского зодчества (такие, как, например, купол и порталы) сочетаются с новыми византийскими приемами (такими, как граненая апсида или трапециевидные капители). Таким образом, в этой постройке прослеживается связь и с предыдущей традицией. Только в эпоху христианства центрический собор начинает наделяться новыми смыслами.

   

Центрический храм всегда орентирован не на движение (как в случае вытянутой базилики, которая впоследствии будет более характерна для западноевропейского искусства), но на остановку и созерцание. Человек, пришедший в церковь, останавливается для молитвы, для самопогружения, для созерцания Господа. Центрическое постранство Сан-Витале играет вокруг находящегося в нем человека как бы волнующейся тканью храма - изгибающимися арками и уходящими в глубину нишами, жилками мраморных плит или золотым блеском мозаик. А поскольку сооружение имеет несколько входов с разных сторон, то пространственные эффекты каждый раз будут новыми. Сам свет, проникающий сюда с улицы в виде направленного потока и преображающий цвета и архитектурные объемы, приобретает характер почти трансцендентный...

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале