На юбилей композитора
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869) — одно из главных имен в русской музыкальной культуре XIX века. Но главные имена отечественной культуры позапрошлого столетия, к сожалению, мало популярны сегодня. Двухсотлетие композитора, как выясняется, интересует весьма ограниченную аудиторию. Весь блок сообщений, посвященных памятному событию, ограничивается полутора десятками новостных сюжетов преимущественно тульских СМИ.
Тульским журналистам честь и слава: хотя бы они не забыли своего выдающегося земляка. Вызывает уважение (хотя и с легким налетом удивления) инициатива Национальной библиотеки Татарстана: там к 200-летию композитора открыта выставка. Даргомыжский и Казань — эти понятия никак не связывает официальная биография композитора. Однако их связало почитание вклада, который внес в отечественную культуру А.С. Даргомыжский.
Круг федеральных СМИ, посчитавших необходимым сообщить о юбилее, ограничен одним телеканалом «Культура». Было бы странно, если бы «профильный» телеканал проигнорировал это событие. Но «Культура» осталась в одиночестве.
А на странице поисковика рядом с сюжетом о празднованиях юбилея композитора соседствует одноименный блок «Культура» с красноречивыми заголовками:
- «Леди Гага отменила концерты из-за болей в ногах»
- «50-летняя Дапкунайте вышла замуж за юриста»
- «Журнал Берлускони опубликовал фото беременной Кейт Миддлтон»
Культура...
Очевидно, новость о композиторе имела бы все шансы органично встроиться в эту «культурную» матрицу, если бы она была снабжена заголовком вроде «Знаменитый композитор до пяти лет не разговаривал!» Но этот факт из биографии Даргомыжского содержится в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона — а кто его сейчас читает?
Тем не менее, воздадим должное нашему соотечественнику. Обратимся к другому словарю — Краткому музыкальному словарю; разумеется, краткому: чем короче текст, тем больше шансов у него быть прочитанным — так ведь свидетельствует печальная действительность?
Наряду с М.И. Глинкой, с которым он близко дружил, Даргомыжский заложил основы русской музыкальной школы, двигаясь в русле народно-реалистической традиции, а во многом и определяя ее.
Получив домашнее музыкальное образование, он уже в юные годы начал сочинять романсы и инструментальные пьесы, изучал теорию композиции и инструментовку.
Первое крупное сочинение Даргомыжского — опера «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», 1847). В следующем произведении, опере-балете «Торжество Вакха» (1848), он обратился к Пушкину, с поэзией которого в большой степени связано все его последующее творчество.
Вершиной творчества композитора явилась опера «Русалка», законченная в 1855 г. Последним оперным произведением Даргомыжского был «Каменный гость» (по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина). Не изменяя подлинного текста великого поэта, композитор создал оперу, состоящую из одних речитативов, которые, не теряя напевности, передавали, по словам В.В. Стасова, «все оттенки, все краски... человеческой речи».
Опера осталась незавершенной и, согласно завещанию автора, была дописана Цезарем Кюи и оркестрована Н.А. Римским-Корсаковым (поставлена в 1872 г.). Это произведение явилось смелым опытом реформы оперного жанра и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русской оперы.
Такое средство создания образа, как воспроизведение в музыке живых интонаций человеческого голоса, роднит его с другим представителем, М.П. Мусоргским. Недаром последний называл Даргомыжского великим учителем правды в музыке.
Выразительный, гибкий речитатив — основа большинства песен Даргомыжского. Драматически насыщенные, глубоко содержательные, они правдиво и тонко раскрывают душевный мир человека из «низов», в них слышится то социальный протест, то едкая пародия, то простодушный юмор (среди лучших песен — «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник» и др.). Даргомыжский — наследник идейно-творческих заветов Глинки — проложил новые пути в русском музыкальном искусстве. Художественное кредо композитора прекрасно выражено в его словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Пусть в память о замечательном композиторе прозвучит отрывок из его лучшего произведения, оперы «Русалка», в исполнении Федора Шаляпина. Которому сегодня, кстати, исполнилось бы 140 лет.