Проведено исследование читательских привычек жителей Санкт-Петербурга
Для исследования были привлечены две категории граждан: обычные горожане, не посещающие библиотеки и читатели всех 14-ти библиотек, входящих в МЦБС. Организаторы исследования хотели сравнить позиции этих двух групп и проанализировать полученные данные, чтобы использовать их для выработки стратегии развития библиотек. Всего было опрошено почти 700 человек.
Для опроса категории «горожане» (той части жителей Санкт-Петербурга, которая не выбирает библиотеки в качестве основного места для чтения, проведения интеллектуального досуга и пользуется другими ресурсами для получения информации) были выбраны учреждения, организации, в основе деятельности которых оказание различных услуг для населения (юридических, транспортных, образовательных и др.).
По итогам опроса само слово «библиотека» у большинства респондентов ассоциируется с понятием «чтение», далее с большим отрывом следуют позиции «храм науки и знаний», «тишина» и «удовольствие».
60% знают о существовании широкой сети библиотек. Для 23% причиной прийти в библиотеку будет необходимость получения новых знаний по профессии, дальнейшего карьерного роста. Каждый десятый респондент сообщил, что пойдет в библиотеку, если ассортимент книг там будет шире, чем в магазине. Несмотря на рост цен, только 4% ответили, что мотивом посещения библиотеки будет подорожание книг. Еще менее значимы факторы «престиж», «рекомендации друзей». В целом, более трети горожан выразили желание начать пользоваться услугами библиотек.
Посетители библиотек читают, в среднем, 4 художественные книги в месяц, а те, кто в библиотеку не записан — только около 1,5 книг.
Каждый третий горожанин и каждый четвертый посетитель библиотек уже пользуются электронными книгами, а начать их читать в ближайшем будущем планируют 18% респондентов обеих категорий.
Организаторы опроса утверждают, что посетители библиотек менее привержены влиянию социальных сетей по сравнению с теми, кто в библиотеки не записан. Завсегдатаи книжных хранилищ считают важным ресурсом опыт библиотекарей (на втором месте после фактора «наличие современных и классических изданий»), тогда как для обычных горожан человеческий фактор в два раза менее важен.
Вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке?» выявил, что помимо возможности взять книги для чтения на дом (в том числе, на электронных носителях) и ассоциированного с книгами сервиса (выставки новинок, консультации библиотекарей), людей привлекают бесплатный Интернет и возможность общения, также их интересуют обновление библиотечных фондов и повышение престижности библиотеки.