Разработан профессиональный стандарт учителей
«Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью предлагаем создать общественную ассоциацию "Профессиональный стандарт учителя — 2013"», — отмечают в министерстве.
С учетом различного уровня квалификации педагогов введение нового профессионального стандарта будет поэтапным, а с сентября 2014 года он станет обязательным, сообщает РИА Новости.
Согласно проекту стандарта, учитель должен иметь высшее образование, уметь планировать уроки и анализировать их, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы учащихся, владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, отслеживать динамику развития ребенка и многое другое.
Учитывая особое место таких предметов, как математика и русский язык (обязательный ЕГЭ для всех без исключения выпускников) в профстандарте отдельно прописаны требования к педагогам по этим специальностям. Так, например, учитель математики должен уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с учениками, задачи олимпиад, квалифицированно набирать математический текст, использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся, а также «иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам».
А вот требования к учителю-словеснику: «Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися. Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам интернета. Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному».
В рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности, так и специфику реализуемых в школе образовательных программ, например, математический лицей или инклюзивная школа.
«Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса», — отмечают в Минобрнауки.
Ведение нового профстандарта должно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в вузах и центрах повышения квалификации.
В работе над проектом приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил директор московского Центра образования №109, член Общественного совета при министерстве Евгений Ямбург.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя