Тарантино по-русски: отечественные фанаты о культовом режиссере
Текст: Мария Строганова, члены российского фан-клуба Квентина Тарантино.
***
Сама история сына шестнадцатилетней медсестры из Ноксвилла похожа на современный роман Диккенса о маленьком мальчике, который «выкарабкался не смотря ни на что». С пяти лет Квентин, единственный ребёнок среди взрослых, смотрит совершенно недетские фильмы и пишет свои сценарии. С пятнадцати лет, бросив школу, работает билетёром на входе в кинотеатр, демонстрирующем порнофильмы, а по вечерам посещает курсы актёрского мастерства. С 22-х лет устраивается на работу в «Видео-архив», пункт видеопроката на Манхэттен-Бич — «лучшую работу из всех, что он получал, пока не стал режиссёром». Не жизнь — готовый сценарий! Разве что, в отличие от диккенсовских героев, все эти скитания напрочь вытравили из него, как признавался сам Тарантино, а заодно и из его фильмов всякую эстетику и иллюзию прекрасного мира.
Тарантино стал знаменит в 1994 году после выхода «Криминального чтива». Фильм завоевал несколько престижных наград и множество поклонников, а мальчик, когда-то разыгрывавший выдуманные сценарии с игрушечными персонажами на полу дома в Лос-Анджелесе, отныне мог делать что пожелает.
Накануне 50-летнего юбилея Квентина Тарантино мы задали его российским фанатами три вопроса, попытавшись понять, чем близок этот необычный человек отечественному зрителю.
Кэлвин Кэнди
1. За что я люблю фильмы Квентина Тарантино? За то, что у него всегда (!) интересный, продуманный сценарий, напичканным классными диалогами, замечательной музыкой и неподражаемым сюжетом. Напомню у него два Оскара: за «Криминальное чтиво» и за «Джанго освобожденный», который вышел совсем недавно и получил высокие оценки кинокритиков. Стать из продавца кассет одним из самых востребованных и лучших режиссеров — это уже что-то значит. Он может любую сцену сделать культовой. Когда говорят «Тарантино», то сразу же вспоминается кровь, но сам Тарантино утверждал, что не любит насилие. В его фильмах есть чёрный юмор, за который его и любят (как это ни странно). Он ни на кого не похож, у него есть свой режиссерский почерк.
2,3. Наверно, если Квентин Тарантино снимал бы кино в России, то было бы много крови, отличной музыки и замечательный сценарий. Нет разницы, где он снимает и про что он снимает — всегда будет шедевр. Он не умеет снимать плохое кино.
Никита Лебедь
1. Ох, если рассматривать все пункты идеального «рецепта Тарантино», то пробежаться нужно абсолютно по всем фильмам — а все они оригинальны и относительно друг друга и относительно всего мирового кинематографа. Пожалуй, первое —
Оригинальность. Не смотря на затасканность криминального жанра, Квентин все равно умудрился снять несколько надолго запоминающихся, остросюжетных оригинальных картин.
Ирония. Не смотря на серьезность некоторых сюжетных линий, Квентин никогда не забывает подсластить кино юмором, зачастую иронизируя ситуацию самым непредсказуемым образом, высмеивая при этом самые популярные в кино клише.
Обильное количество запоминающихся персонажей, которым достаточно эпизода, что бы произвести на зрителя соответствующее впечатление.
Ну, и конечно же —
Непредсказуемость и кружащие голову захватывающие события. Не смотря на то, что в нескольких фильмах Тарантино сбита хронология, интрига ни разу не пострадала.
Для многих фамилия режиссера ассоциируется с кровью. Абсолютно во всех фильмах Квентина красная жидкость имеет место быть. Но если уж и говорить о насилии, то именно о том, как эстетично Квентин его преподносит. Не нужно иметь каких-то особых психических наклонностей, чтобы восхищаться такими сценами у Тарантино. Достаточно любить хорошее кино.
2. Наиболее близким и понятным русскому зрителю я считаю «Криминальное чтиво». Не смотря на то, что в нем имеется огромное количество «американщины», фильм построен на крайне легком и приятном для восприятия отношении различных криминальных деятелей.
3. Я думаю, что если бы КТ решил снять кино, посвященное России, то оно было бы:
О России как могущественной империи, о последнем полувеке её существования. Ибо именно на такой почве, он мог бы как следует «разгуляться в своем привычном стиле», создав красивое серьезное кино, одновременно не лишенное юмора.
Либо же (к слову, так уже делал его британский коллега Гай Ричи) он сослался бы на тему российских миллионеров. Однако здесь Квентину было бы сложнее развернуться.
Яна Мангушева
1. Фильмы Тарантино интересно смотреть. Если ты смотришь какой-то его фильм впервые — никогда не сможешь угадать, чем же всё закончится, фильм до самого последнего момента держит тебя в напряжении, заставляет думать, анализировать всё то, что происходит на экране. Пересматривать его кино не менее интересно — каждый раз находишь что-то новое для себя, какие-то детали, которые раньше не замечал, даже если смотришь сотый раз. Каждый герой — тщательно продуманный образ, со своими характерными чертами. Каждый диалог и каждое действие — не просто способ заполнить место на кинопленке, а шанс получше узнать характер героев. О тарантиновских саундтреках вообще можно говорить долго — это мастерски выбранные мелодии, которые заслуженно стали культовыми (вспомнить хотя бы «You never can tell» или «Мy baby shot me down»).
2. Все его фильмы в России пользуются довольно большим успехом. Но всё-таки, по моему мнению, ближе всего русскому зрителю фильм «Бесславные ублюдки». Тема войны с фашистами в принципе знакома русскому народу, поэтому он и более понятен.
3. То, что может захотеть снять Тарантино, угадать крайне сложно. Он может приехать в Россию снимать фильм о криминальных разборках 90-х, о мести пострадавших от советской власти, о чем-то еще. В одном из своих интервью он говорил, что большой поклонник фильма «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского. Кто знает, может он приедет снимать свою версию истории о морском дьяволе?!
Kontuzhennyy
1. Я люблю его за его собственный стиль, радикально отличающийся от стандартного голливудского. За обилие скрытых смыслов, намеков и отсылок в «Бешеных Псах» и «Криминальном Чтиве», за красивые боевые сцены и тонкий юмор (почти во всех фильмах), за великолепно спланированное полотно картины. В общем, люблю его фильмы по множеству причин, словами описать трудно, надо прочувствовать.
2. Думаю, что «Убить Билла». Если есть философия, то максимально простая. Красивые боевые сцены. Море крови. Девушки. Особо задумываться не надо, смотрится не тяжело — что еще надо обыкновенному российскому зрителю?
3. Предсказать что-то, что связано с Квентином, практически нереально. В последнее время его тянет на старину, так что возможно фильм бы затронул времена СССР или даже царской России. В 2000 году я бы с уверенностью сказал, что о русской мафии.
Хотя сам факт того, что он снимет кино о России, представляется мне маловероятным.
Денис Славин
1. Тарантино, на мой взгляд, совсем не новатор в кино. Он скорее его профессиональный оценщик. Он обожает кино. И именно за его «кивки» другим кинолентам мне он и нравится. Для меня его фильмы как шарада, в которой я должен угадать, из какого фильма каждая цитата. С другой стороны, он превосходный сценарист. Не любить диалоги его персонажей просто невозможно.
2. Его фильмы, мне кажется, интернациональны. Они скорее делят аудиторию не по национальному признаку, а по возрастному.
3. Раньше я бы сказал, что о бандитизме в 90-е годы. Но после выхода последних двух его картин, даже не знаю, что ответить. Теперь для меня очевидно, что в его фильмах сюжет или основная тема не первичны. Он просто собирает свои картины из самых красивых «пазлов» кинематографа. Так что, он может снять фильм о чём угодно.
Katerina Isaeva
1. Фильмы Квентина люблю за их неповторимые сюжеты, они жизненные. Вообще мне было 5 лет, когда я посмотрела «Криминальное чтиво», и по сей день постоянно пересматриваю этот фильм, это наверное мой самый любимый из его фильмов
2. 3. Насчет российского зрителя — как мне кажется, всем его фильмы понятны, и большинство любит их. А вот насчет того, о чем бы было кино, если бы он решил снять у нас его… Ну, первое, что пришло в голову — наверное что-нибудь про бандитов или же про армию. Если бы он снял у нас фильм, было бы здорово, пусть радует нас дальше своим творчеством!
Max Tarantino
1. Ответ на удивление прост: потому что его фильмы — это настоящее кино. Это человек, который целиком и полностью вкладывается в работу. Его фильмы можно отнести к отдельному жанру — «тарантиновское кино». Потому что его фильм вы узнаете всегда, даже без титров. Можно увидеть схожий стиль в кинематографе, можно увидеть фильмы, снятые лучше некоторых его работ, но Тарантино вы не спутаете ни с кем. Он редко снимает кино — примерно раз в пять лет — но если вы ждете новый фильм Квентина, то заранее знайте, что это будет очередной хит!
Самое главная часть в его работах для меня — это диалоги. Как приятно смотреть и слушать (!) отлично продуманных героев, общающихся на различные темы! И все эти темы в просторечной форме не так поверхностны, какими могут показаться, потому что через них мы как бы слушаем, как на мир смотрит сам Квентин. То есть мы слушаем его личное мнение о жизни и различных жизненных аспектах через его героев. И мнения эти, хоть порой и бывают изложены в чересчур жестокой форме, вполне правдивы.
Еще одной главной изюминкой его работ является музыка. Сам Квентин не раз говорил, что подборка саундтреков к фильмам — одна из самых сложных и важных задач. Ведь что, как ни правильно подобранная музыка, помогает зрителю ощущать те эмоции и ту атмосферу, которую нужно ощущать в той или иной сцене?
Ну, и конечно же детали. Детали — одна из главных отличительных особенностей Тарантино. Любой второстепенный предмет или объект в фильме всегда будет представлен зрителям так, что мы не сможем не обратить на него внимание. Вспомним шикарный Dodge Challenger в «Доказательстве смерти», который девушки безупречно разбили под конец; юмористического персонажа Стивена в «Джанго освобождённом», который навряд ли оставил кого-то равнодушным; шрам на шее Рейна из «Бесславных ублюдков», благодаря которому мы и можем вычислить некие эпизоды его биографии. И эта лишь малая часть всех его приемов. Порой нужно пересматривать фильмы Тарантино по три, а то и больше раз, чтобы вычислить все скрытые детали.
Ну и последний пункт, который я бы хотел выделить в кино Квентина — это юмор. Тарантино настолько развил себя в сценарном искусстве, что умеет преподать многие привычные для нас, повседневные вещи (над которыми нам и в голову не пришло бы смеяться), так, что мы сразу же меняем свои взгляды о них, смотрим с другого угла зрения, и можем найти в этом объекте новые саркастические и иронические качества. Большую часть таких вот особенностей можно найти опять же в диалогах, в общении персонажей. Но так же такими жертвами тарантиновского юмора могут стать и просто какие-то бытовые, обыденные вещи и ситуации.
2. Скажу честно, очень сложный вопрос. На ум приходят лишь «Бесславные ублюдки», но многие могут возразить, ведь в этом фильме Квентин показал нам альтернативную версию развития событий Второй Мировой войны, фактически присвоив победу еврейскому народу. Конечно, всем известно, кто победил в войне и как именно умер Адольф Гитлер. А Тарантино лишь снял альтернативную версию. Все же в таких ситуациях нужно включать здравый смысл и просто наслаждаться картиной. И все же, несмотря на многие недовольства такой трактовкой истории, я отвечу на этот вопрос — «Бесславные ублюдки». В этом фильме есть тема, объединяющая многие народы, в том числе и русский народ.
3. Думаю, если бы такое и случилось, что очень маловероятно, события бы разворачивались в знаменитых криминальных 90-х. Все-таки до недавних времен Квентин снимал фильмы об американских «плохих парнях» (вспомним «Криминальное чтиво» и «Бешеных псов»). И ситуация в стране того десятилетия, когда Россией правил криминал, как нельзя лучше бы вписалась в сценарий Тарантино.
Андрей Берг
1. Фильмы Квентина Тарантино уникальны. У каждого из нас есть свои предпочтения в кино, одни любят фильмы ужасов, другие предпочитают драмы, третьи смотрят комедии. Тарантино удалось создать ни на что не похожий жанр кино, его фильмы не подпадают под какую-либо из известных нам стереотипных категорий. Он создал новый жанр в кинематографе, и название этому жанру — «Тарантино».
Здесь много чего замешано. Лично я больше всего люблю в его фильмах необычную хронологию (структура повествования нелинейна, разные эпизоды фильма часто разбиты на отдельные главы), жизненные диалоги и первоклассный саундтрек. Ну и конечно, если ты начинаешь смотреть любой фильм КТ, можешь не сомневаться в прекрасном подборе актеров.
2. Я не думаю, что какой-то из фильмов Тарантино можно назвать «русским». Его фильмы, как я уже сказал, уникальны, но вместе с тем они являются яркой частью американской культуры. В его фильмах есть концентрация всего американского, бургеры, американская музыка из 70-х, американский юмор, американские стереотипы, диалоги у Тарантино настолько искренние и натуральные именно потому, что ведутся на языке среднестатистических американцев. Только «Убить Билла» и «Бесславные ублюдки» выходят за рамки этой традиции, но все остальные его фильмы — американские на 100%.
Тем не менее, не будет преувеличением сказать, что для российского зрителя, как и в целом для поклонников Тарантино во всем мире, наиболее популярным всегда было и остается «Криминальное чтиво». Именно этот фильм принес всемирную славу Квентину Тарантино. В любых опросах о том, какой из фильмов КТ наиболее любим зрителями, «Криминальное чтиво» неизменно побеждает с большим отрывом. В этом фильме Тарантино, пожалуй, максимально раскрыл свой режиссерский талант. Хотя, не скрою, моим любимым фильмом у Маэстро был и остается его первый полнометражный фильм — «Бешеные псы».
3. Предугадывать фантазии Квентина Тарантино — неблагодарное дело. Ход его режиссерской мысли предсказать невозможно, этим и отличаются его фильмы от большинства стереотипных голливудских фильмов, в которых с первого же кадра становится ясно, чем кончится дело.
Однако во всех последних его фильмах, как мне кажется, есть нечто общее. Во всех фильмах, начиная с «Убить Билла», мы наблюдаем, как заведомо слабый персонаж (или группа героев) вступает в неравную борьбу с заведомо сильным противником, то есть, говоря языком Тарантино, начинает мочить ублюдков в огромных количествах. Линия мести во всех последних фильмах КТ очевидна.
«Черная Мамба» Умы Турман в поисках Билла убивает кучу мерзавцев на своем пути.
В «Доказательстве смерти» группа очаровательных милых девушек, от которых ничего такого не ждешь, начинает агрессивную погоню и убивает серийного маньяка.
В «Бесславных ублюдках» евреи убивают нацистов.
В «Джанго освобожденном» один черный парень убивает белых сотнями.
Если действие следующего фильма КТ будет иметь место в России 2013 года, чему может быть посвящен такой фильм? Тут вряд ли обойдешься без политики. Поэтому, если продолжить сюжетную линию борьбы слабых с каким-то «вселенским злом» и не забывать о необычном режиссерском почерке Мастера, вариантов остается не так много. Геи убивают депутатов!
***
Кино Квентина Тарантино, несомненно — явление и явление неоднозначное. Точку зрения фанатов мы теперь знаем. Разбираться самим? Кто как хочет. Недавно прошедший во всех кинотеатрах фильм Тарантино «Джанго освобождённый» ставит новый рекорд в биографии режиссёра, став, по подсчётам аналитиков, самым успешным в его карьере. Пять номинаций на Оскар, две премии — «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший сценарий», множество других наград. В российских кинотеатрах в первый день проката фильм собрал $824 тыс. Что ж, и в 50 лет Тарантино продолжает играть, а мы все более внимательно наблюдаем за тем, как он передвигает фигурки на полу своей комнаты.