Международные исследования дают импульс школьному образованию в России
Международные исследования образования школьников PIRLS и TIMSS более 10 лет дают отечественной системе образования важную информацию о её достоинствах и недостатках на мировом уровне. Выводы и опыт исследователей уже легли в основу школьных образовательных стандартов и ЕГЭ. Сегодня на повестке дня стоит введение системы национального мониторинга качества образования и внутришкольного оценивания, полагают участники международной конференции, прошедшей в Москве.
Исследования качества чтения и понимания текстов, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS и TIMSS раз в несколько лет проводятся примерно в 50 странах мира. Эксперты из 12-ти стран мира обсудили итоги очередного исследовательского цикла PIRLS-2011 и TIMSS-2011 на прошедшей в Москве Международной конференции «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований», организованной Российской академией образования совместно с Минобрнауки РФ, сообщает РИА Новости.
В конце 2012 года, когда были публично объявлены итоги PIRLS-2011 и TIMSS-2011, стало известно, что ученики четвёртых классов российских школ занимают второе место (из 49) в мире по читательской грамотности, четвёртое — по естествознанию и десятое — по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике — на седьмом. К числу наших ближайших конкурентов, согласно данным исследователей, относятся такие страны, как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония.
«Основная задача международных исследований — получить информацию о причинно-следственных связях в образовании. Пока мы не очень хорошо их понимаем. Информация о тенденциях, которую мы получаем, гораздо важнее, чем международные рейтинги», — рассказала в своём выступлении на конференции президент Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Анне-Берит Кавли.
По её словам, аналитические методы, которыми пользуются исследователи, нуждаются в усовершенствовании. Но, тем не менее, «международные исследования и сегодня имеют преимущество перед национальными, поскольку они позволяют видеть отличия, которых не видно в отдельных странах».
К таким отличиям, например, можно отнести следующее наблюдение исследователей: российские школьники демонстрируют хорошие результаты за счёт отличного знания фактического материала. В то же время они смутно представляют себе, как следует применять знания из учебников в житейских ситуациях, и теряются перед нестандартными задачами. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты международных исследований качества образования PISA.
Эта информация сможет быть полезной для отечественной системы образования, лишь если она найдёт своё отражение в образовательных стандартах и в содержании учебников. Впрочем, такая работа уже ведётся, рассказал вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.
«Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы», — сообщил он.
Какие учебники помогут ликвидировать отставание российских школьников от мировых лидеров с точки зрения навыка практического применения знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, в рамках исследований PIRLS и TIMSS была собрана информация о наиболее популярных учебниках в стране.
«Мы обнаружили, что большинство школьников сегодня учатся по тем учебникам, которые себя хорошо зарекомендовали ещё в советское время», — рассказала руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалёва. А список учебников, рекомендованных Минобрнауки, включает более десятка учебных пособий по каждому школьному предмету, среди которых много новых.
Инновационные учебники, например, те, что входят в систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в масштабах страны выбирают менее 10% учителей. И серьёзного влияния на общий уровень образования, к сожалению, эти учебники не оказывают.
«Специалисты московского Центра оценки качества образования проанализировали весь аппарат наиболее популярных учебников по естественно-научным предметам, чтобы узнать, сколько заданий ориентировано на формирование знаний, на их применение и на обсуждение. К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации», — отметила Галина Ковалёва.
В одном из лучших учебников по физике, по её словам, 59% заданий было направлено на освоение и проверку знаний и лишь 14% давали возможность детям применить эти знания в новой ситуации. Учебники по другим дисциплинам, биологии и химии, имеют ещё больший процент задач на простое воспроизведение знаний.
«Нужно познакомить издательства с результатами нашего анализа и всем вместе подумать, что в этом направлении делать», — резюмировала Ковалёва.
В конце 2012 года, когда были публично объявлены итоги PIRLS-2011 и TIMSS-2011, стало известно, что ученики четвёртых классов российских школ занимают второе место (из 49) в мире по читательской грамотности, четвёртое — по естествознанию и десятое — по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике — на седьмом. К числу наших ближайших конкурентов, согласно данным исследователей, относятся такие страны, как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония.
«Основная задача международных исследований — получить информацию о причинно-следственных связях в образовании. Пока мы не очень хорошо их понимаем. Информация о тенденциях, которую мы получаем, гораздо важнее, чем международные рейтинги», — рассказала в своём выступлении на конференции президент Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Анне-Берит Кавли.
По её словам, аналитические методы, которыми пользуются исследователи, нуждаются в усовершенствовании. Но, тем не менее, «международные исследования и сегодня имеют преимущество перед национальными, поскольку они позволяют видеть отличия, которых не видно в отдельных странах».
К таким отличиям, например, можно отнести следующее наблюдение исследователей: российские школьники демонстрируют хорошие результаты за счёт отличного знания фактического материала. В то же время они смутно представляют себе, как следует применять знания из учебников в житейских ситуациях, и теряются перед нестандартными задачами. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты международных исследований качества образования PISA.
Эта информация сможет быть полезной для отечественной системы образования, лишь если она найдёт своё отражение в образовательных стандартах и в содержании учебников. Впрочем, такая работа уже ведётся, рассказал вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.
«Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы», — сообщил он.
Какие учебники помогут ликвидировать отставание российских школьников от мировых лидеров с точки зрения навыка практического применения знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, в рамках исследований PIRLS и TIMSS была собрана информация о наиболее популярных учебниках в стране.
«Мы обнаружили, что большинство школьников сегодня учатся по тем учебникам, которые себя хорошо зарекомендовали ещё в советское время», — рассказала руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалёва. А список учебников, рекомендованных Минобрнауки, включает более десятка учебных пособий по каждому школьному предмету, среди которых много новых.
Инновационные учебники, например, те, что входят в систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в масштабах страны выбирают менее 10% учителей. И серьёзного влияния на общий уровень образования, к сожалению, эти учебники не оказывают.
«Специалисты московского Центра оценки качества образования проанализировали весь аппарат наиболее популярных учебников по естественно-научным предметам, чтобы узнать, сколько заданий ориентировано на формирование знаний, на их применение и на обсуждение. К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации», — отметила Галина Ковалёва.
В одном из лучших учебников по физике, по её словам, 59% заданий было направлено на освоение и проверку знаний и лишь 14% давали возможность детям применить эти знания в новой ситуации. Учебники по другим дисциплинам, биологии и химии, имеют ещё больший процент задач на простое воспроизведение знаний.
«Нужно познакомить издательства с результатами нашего анализа и всем вместе подумать, что в этом направлении делать», — резюмировала Ковалёва.
Впрочем, менять нужно не только учебники. Еще одним необходимым педагогическим инструментом эксперты назвали систему внутришкольного и внутриклассного оценивания, которая позволяет учителям следить за индивидуальным прогрессом ученика и направлять его усилия в нужную сторону.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования школьников повлияло не только на содержание учебников и стандартов образования. Оно легло в основу ЕГЭ, который за последние несколько лет, несмотря на все недостатки, успел стать привычным инструментом оценки знаний выпускников.
«Не было бы российского участия в международных исследованиях — не было бы единого госэкзамена», — отметил Виктор Болотов.
По его мнению, многих отрицательных результатов введения ЕГЭ можно было бы избежать, если бы результаты экзамена использовались строго по назначению. Применять же их для составления рейтингов школ и муниципалитетов, а также для аттестации педагогов, было ошибкой.
«По итогам ЕГЭ стали оценивать даже эффективность губернаторов, руководителей субъектов Федерации. А они, соответственно, стали оценивать эффективность деятельности муниципалитетов», — сказал он.
Но ЕГЭ не может давать основания для рейтингования, не может давать ответ, насколько эффективна та или иная школа, полагает эксперт.
«Я бы очень сильно подумал, кто лучше работает: элитная школа, в которую по конкурсу поступают самые способные дети, и у которой по ЕГЭ 80 баллов, или школа в сложном микрорайоне, которая показывает 50 баллов. Мы нередко наказываем невиновных и награждаем непричастных», — отметил Виктор Болотов.
Выход из этой ситуации, по мнению ряда экспертов, лежит через введение национального мониторинга качества образования. До тех пор, пока помимо ЕГЭ другой внешней оценки состояния дел в сфере среднего образования не существует, экзамен будут нагружать посторонними смыслами, которые идут ему во вред.
«ЕГЭ — это температура, а что стоит за тем или иным градусом — это тема дополнительного исследования, прежде всего, социокультурной ситуации, в которой работает данная школа, в которой живут дети и родители», — подчеркнул вице-президент РАО.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования школьников повлияло не только на содержание учебников и стандартов образования. Оно легло в основу ЕГЭ, который за последние несколько лет, несмотря на все недостатки, успел стать привычным инструментом оценки знаний выпускников.
«Не было бы российского участия в международных исследованиях — не было бы единого госэкзамена», — отметил Виктор Болотов.
По его мнению, многих отрицательных результатов введения ЕГЭ можно было бы избежать, если бы результаты экзамена использовались строго по назначению. Применять же их для составления рейтингов школ и муниципалитетов, а также для аттестации педагогов, было ошибкой.
«По итогам ЕГЭ стали оценивать даже эффективность губернаторов, руководителей субъектов Федерации. А они, соответственно, стали оценивать эффективность деятельности муниципалитетов», — сказал он.
Но ЕГЭ не может давать основания для рейтингования, не может давать ответ, насколько эффективна та или иная школа, полагает эксперт.
«Я бы очень сильно подумал, кто лучше работает: элитная школа, в которую по конкурсу поступают самые способные дети, и у которой по ЕГЭ 80 баллов, или школа в сложном микрорайоне, которая показывает 50 баллов. Мы нередко наказываем невиновных и награждаем непричастных», — отметил Виктор Болотов.
Выход из этой ситуации, по мнению ряда экспертов, лежит через введение национального мониторинга качества образования. До тех пор, пока помимо ЕГЭ другой внешней оценки состояния дел в сфере среднего образования не существует, экзамен будут нагружать посторонними смыслами, которые идут ему во вред.
«ЕГЭ — это температура, а что стоит за тем или иным градусом — это тема дополнительного исследования, прежде всего, социокультурной ситуации, в которой работает данная школа, в которой живут дети и родители», — подчеркнул вице-президент РАО.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале