Учёные разделили людей на 16 типов по реакции на пандемию
Фото: «Известия» |
Об этом сообщают «Известия».
«Мы» и «они»
Важнейшие политические и экономические решения по всему миру принимаются на основе моделей развития эпидемии, которые не учитывают, что население относится к опасности коронавируса по-разному, считает сотрудница Центра исследований естественных и гуманитарных наук Университета Бергена (Норвегия) Мими Лэм.
«В плюралистических обществах индивидуальная поведенческая реакция на опасность заражения COVID-19 может сильно отличаться в зависимости от ценностей личности, ее принадлежности к определенным социальным группам и ситуационного контекста, что определяет, поддерживает человек или нет принятые политические решения, а также оказывает влияние на то, как распространяется вирус», указала автор в статье об этой проблеме.
Чтобы учесть всё разнообразие вариантов поведения, представленных в обществе, Мими Лэм предложила разделить население на 16 личностных типов в зависимости от их отношения к пандемии. В их число вошли, например, «отрицатели» — эти люди игнорируют опасность вируса и стараются вести дела так, как будто эпидемии нет. «Неуязвимые» верят, что обладают иммунитетом к болезни, и продолжают посещать шумные вечеринки. «Эксплуататоры» хотят использовать сложившуюся ситуацию, чтобы добиться власти или денег. «Инноваторы» предлагают новые способы противостоять болезни: особые виды медицинских масок, улучшенные аппараты вентиляции легких и другие медицинские приборы.
Фото: «Известия» |
Типы личностей по отношению к COVID-19
Использование типизации личностей позволит получать более точные данные в прогностических моделях, считает автор работы. Например, все идентичности можно разделить на три группы по ожидаемой реакции на ограничительные меры. Это «несогласные» («отрицатели», «вредители», «неуязвимые», «бунтари»), «частично согласные» («распространители», «обвинители», «эксплуататоры») и «согласные» («реалисты», «тревожные», «созерцатели», «накопители», «инноваторы», «помощники», «альтруисты», «воины», «ветераны»). Преобладание в обществе определенных групп будет определять скорость распространения болезни. А понимание, какая идентичность наиболее представлена в стране, позволит властям выстраивать более эффективную адресную коммуникацию.
Фото: «Известия» |
Адаптация к реальности
Каждый человек, хоть и является уникальной индивидуальной личностью, в ряде случаев использует модели, идентичные поведению других людей, указал старший преподаватель Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Денис Назаров. Эпидемия COVID-19 стала для всех витальной угрозой, а люди в таких условиях очень часто ведут себя не так, как в обыденной жизни, пояснил эксперт. Стратегии различных типов — это способы адаптации к изменяющей реальности. В сознании людей происходят изменения, которые еще только предстоит исследовать, добавил он.
Любая чрезвычайная ситуация не только нарушает привычный ход жизни общества, но и в той или иной степени модерирует его, отметил заведующий лабораторией экологии микроорганизмов Международного научно-образовательного центра биологической безопасности ШБМ ДВФУ, директор НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова Роспотребнадзора Михаил Щелканов: «Опасные эпидемии на протяжении всей документированной истории человечества были поворотными точками развития цивилизации, перекраивали политическую карту мира и существенно меняли культурный контекст. В этом смысле пандемию COVID-19 нельзя назвать чем-то новым. Социокультурные исследования влияния пандемии на различные аспекты жизни общества вполне ожидаемы. Такие исследования проводятся и в нашей стране».
В предложенной типологии вызывает вопросы отнесение людей к той или иной идентичности, поделилась мнением профессор кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Жанна Пузанова: «Один человек может демонстрировать одновременно поведение разных типов. Можно представить себе ситуацию, когда молодой человек, уверенный в своей неуязвимости перед вирусом («неуязвимый»), становится волонтером и разносит еду пожилым («альтруист»).
Необходимо более детальное изучение пересечения типов и их кластеризация, то есть выделение более общих групп идентичностей, а также выход на кросс-культурный уровень, считает Жанна Пузанова. Тогда можно будет показать, в каком регионе сравнительно больше, например, «альтруистов», а в каком — «вредителей». Результаты таких исследований смогут также послужить маркерами реакций на социальный стресс.