Историю будут преподавать с «позитивным пафосом»

Учебники по истории и программы для школы будут написаны на основе историко-культурного стандарта, разработанного учеными с участием преподавателей вузов и учителей истории. Главная идея нового подхода — «позитивный пафос исторического сознания». Школьники должны быть уверены в том, что они — «граждане великой страны с великим прошлым»
Началось всеобщее обсуждение историко-культурного стандарта, сообщает «Российская газета». Учителя считают, что стандарт надо значительно дорабатывать, но согласны с тем, что в начальной школе должно быть больше тем, связанных с историей.

На основе стандарта будут написаны новые учебники и программы для школы. Проект вместе с «трудными вопросами» и пояснительной запиской опубликован на нескольких сайтах, в том числе — на сайте Министерства образования и науки РФ. Главная идея нового подхода к преподаванию школьной истории — «позитивный пафос исторического сознания». Школьники должны быть уверены в том, что они — «граждане великой страны с великим прошлым». Для этого теперь в школе будут гораздо больше говорить о духовных и культурных ценностях. В учебниках будут даже параграфы, посвящённые истории культур с рассказом о русской культуре Средневековья, Нового времени, советской эпохи.

Оставить свое мнение о стандарте можно тут: http://mon-ru.livejournal.com/68273.html

Особый упор делается на этнокультурный компонент. Для каждого региона предлагается разработать особые программы истории родного края и истории своего народа, которые войдут в общий курс. Модель преподавания региональной истории станет дополнением к стандарту. Будет в учебнике и история религий, в первую очередь — Православия. Но при этом авторы обязательно расскажут о распространении на территории России нехристианских конфессий — ислама, иудаизма и буддизма.

Об истории народов России предлагается говорить с акцентом на взаимодействие культур, укрепление социальных и экономических связей. Трагедии не замалчиваются, но «необходимо подчёркивать, что русский и другие народы находили силы совместно преодолевать испытания», а пребывание разных народов в составе России имело и положительные стороны.

Если с «великим прошлым» все более-менее ясно, то с современностью есть проблемы. Вопреки ожиданиям учителей, никакого перехода школы обратно к линейной системе не будет. По-прежнему весь основной материал, в том числе, по новым учебникам истории, учителям придётся давать до 9 класса.

Правда, в начальной школе на «Окружающем мире» предлагается расширить курс отечественной истории. С 5 по 9 класс — на первом этапе — давать основную часть материала, причем, для изучения важных событий и личностей рекомендуется пользоваться не только учебником, но и историческими текстами и комментариями. Задача первого этапа — привить интерес к отечественной истории, задача второго, а это 10-11 классы — научиться анализировать и давать оценки. Закончится второй этап 2012 годом и «Открытым правительством».

По мнению учителя начальных классов Чернятинской школы № 15 города Ефремова Тульской области Ольги Ивановой, исторические темы в курсе окружающего мира для начальной школы необходимы. «Уроки, где я рассказываю об исторических событиях, для моих учеников — самый любимые. Особенно — с красочными презентациями. Конечно, пересказывать про Куликовскую битву и Ледовое побоище некоторым детям сложно: слишком много дат, событий. Но есть ребята, которые не только читают учебник, но и дополнительно находят материал, приносят свои книги, картинки. У многих интерес к истории начинается именно с уроков окружающего мира. Моим ученикам, например, очень понравилась тема «Поселения древних славян» в учебнике А.Плешакова. В том числе и потому, что там давался не только текст в доступной форме, но было много дополнительного материала — карты, иллюстрации», — рассказала Иванова.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале