Более миллиона российских школьников пользуются электронными учебниками
Фото: Sibkray.ru |
Более миллиона школьников в России используют на уроках и дома электронные учебники цифровой образовательной платформы LECTA, сообщает ТАСС.
Такие данные представила директор центра основного и среднего образования корпорации «Российский учебник» Елена Cайфетдинова.
«Кроме того, у нас есть два пилотных региона ― это Астраханская и Тамбовская область, где практически все используют электронные формы учебников», ― приводит агентство ее слова.
LECTA доступна всем, вне зависимости от региона, где они проживают. Это приложение закачивается очень быстро на любое устройство и работает во всех операционных системах.
По словам Cайфетдиновой, электронная форма учебников не предполагает полную замену печатной ― их могут использовать параллельно. Современные технологии, которые используются в электронных учебниках, дают возможность работать с мультимедийными ресурсами: интерактивными заданиями, контекстным поиском, системой заметок и закладок.
«Учебник становится более живым, более интересным для ученика», ― сказала Елена Cайфетдинова.
Платформа LECTA ― цифровая образовательная платформа корпорации «Российский учебник». Ее пользователям доступны электронные формы учебников и аудиоприложения для изучения иностранного языка.
Решение о массовом использовании учебных пособий нового формата принимает школа, а сами учебники доступны ученикам из разных регионов России, достаточно скачать их на планшет или другой носитель. Электронный учебник работает во всех операционных системах.
Есть ли польза детям от перехода на современные технологии?
Разработчики электронных учебников утверждают, что они не ставят целью заменить бумажные, а предполагают лишь облегчить жизнь учащимся. Электронный учебник обойдётся школьникам гораздо дешевле — его достаточно скачать один раз и пользоваться долгие годы, в то время как бумажные учебники быстро приходят в негодность.
Особенно в восторге от новых технологий учителя иностранных языков, так как теперь в электронном учебнике можно прослушивать аудиозаписи. Им вторят учителя физики — подача материала в электронных версиях в виде квестов, тестирования и наличие дополнительных интерактивных приложений способны вызвать интерес даже у самого заядлого двоечника. Есть и другие плюсы.
Фото: Marimedia.ru |
«Школьники, особенно в начальной школе, носят тяжелые портфели. А электронные носители умещаются в одном планшете — там учебники по всем предметам», — рассказала «Московскому Комсомольцу» учитель начальных классов одной из подмосковных школ Антонина Костякова.
Мнения учителей разделились.
«Ребенок с электронного носителя информацию усваивает гораздо хуже. Школьнику труднее сосредоточиться. Кроме того, если такой школьник забыл дома планшет, он все уроки сидит без дела. Ведь весь материал находился в этом электронном устройстве. Дети могут разбить дорогой гаджет или вылить на него воду. И тогда родителям придётся покупать новый электронный носитель. Ну и главный минус — вред для глаз. В классе уже первых и вторых парт не хватает, чтобы рассадить детей с плохим зрением», ― считает учитель алгебры астраханской школы, где уже ввели электронные учебники, Елена Серова.
По мнению детского врача-офтальмолога, ассистента кафедры офтальмологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И.Пирогова Любови Амханицкой, электронные носители создают для глаз ребенка большую нагрузку, чем бумажные.
«Во-первых, это связано с тем, что экран любых мониторов состоит из пикселей, на которых постоянно фокусируется глаз, совершая микродвижения. В результате глазные мышцы утомляются. Кроме того, контрастность и яркость электронных дисплеев отличается от реальных оттенков. Таких «подтянутых» цветов нет в природе, поэтому для глаза они непривычны. Это требует более тщательной и длительной обработки таких сигналов в зрительных путях и в затылочной коре головного мозга. В-третьих, при длительном чтении электронных книг человек почти не моргает и фиксирует взгляд на одном близком от глаз расстоянии, что вызывает спазм внутренних глазных мышц и иссушение глазной поверхности. Отсюда неприятные симптомы рези и покраснения глаз», ― сказал он газете.
Согласно Федеральным клиническим офтальмологическим нормам, ребёнок в 8-11 лет безопасно за компьютером может проводить всего 15 минут, в 12-13 лет — 20 минут, в 14-15 лет — 25 минут, в 16-17 лет — 30 минут.
Приверженцы внедрения современных электронных систем в школах на это возражают, мол, есть СанПиН, где прописано, сколько ребёнок должен в день использовать электронные носители: «С бумажным учебником мы ведь тоже не весь урок работаем, 15 минут достаточно для чтения, а остальное время идет проверка домашнего задания или, например, устная работа».
Однако некоторые учителя признаются, что не всегда следуют инструкциям. Бывает и так, что, увлёкшись темой урока, ребята читают учебник дольше или просто забывают выключать электронные носители.
«Это о ещё одно издевательство над детьми. Домашнее задание в электронной школе занимает уйму времени. Кто будет оплачивать посещения офтальмологов после 3-4-часового его выполнения ежедневно? Дети и так сидят постоянно в гаджетах, смотрят телевизор, а тут ещё и электронные учебники», ― говорит мама третьеклассника Ольга Сидорова.
Современные реалии приучили взрослых, что детей без электронных устройств не бывает. Некоторые родители полагают, что, если ребёнок не будет пользоваться электронными носителями, он отстанет от сверстников и впоследствии останется невостребованным на рынке труда. Предостережения врачей уже не могут повлиять на внедрение электронных систем, в том числе и учебников, в нашу жизнь. Родители могут проконтролировать время, проведённое за чтением электронного учебника дома, а в школе этот процесс зависит от педагогов, отмечает издание.