23 тысячи мест в вузах могут занять олимпиадники

В этом году 23 тысячи мест в лучших вузах России может быть отдано олимпиадникам. Где-то их просто зачислят без экзаменов, где-то приравняют к стобалльникам по профильному предмету.
Чаще всего олимпиадники выбирают престижные технические вузы, такие как Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, а также МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшую школу экономики и Московский государственный институт международных отношений. В Топ-списке — Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики.

По словам генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, в этом году в олимпиадах Российского совета олимпиад школьников участвовали 300 тысяч выпускников школ, то есть 40% всех выпускников. «Это именно те состязания, которые могут дать преимущества при поступлении в вузы. Приятно, что олимпиады получают распространение не только в старшей, но и в начальной и средней школе», — сказала Каширина в интервью «Российской газете».

Всего, по её данным, в олимпиадах РСОШ ежегодно принимает участие около 700 тысяч учеников 1-11 классов. «Если мы посмотрим шире, то есть на все олимпиады, которые претендовали на включение в перечень, цифра будет в два раза выше. Что касается победителей и призёров, в 2012-2013 учебном году выдано 23 тысячи дипломов олимпиад РСОШ. В их числе дипломов абсолютных победителей — 3 300. Отбор становится всё более и более серьёзным: в прошлом году было выдано 4,3 тыс. дипломов победителей. В общем потоке абитуриентов олимпиадники составляют не более 5%», — рассказала Ольга Каширина.

Она отметила, что есть несколько видов льгот для олимпиадников. Льгота первого порядка — зачисление без вступительных испытаний. Льгота второго порядка — приравнивание к стобалльникам по профильному предмету или к абитуриентам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания.

«Например, МФТИ зачисляет вне конкурса всех дипломантов по математике олимпиад I и II уровней, а по физике и информатике к стобалльникам по профильному предмету приравниваются только дипломанты победителей олимпиад I уровня. МИФИ зачисляет без вступительных испытаний на инженерные специальности всех дипломантов олимпиад школьников по математике или физике. А при поступлении на другие направления подготовки все дипломанты олимпиад приравниваются к стобалльникам по профильному предмету», — сказала Каширина.

Схожая политика, по её словам, и у Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева: все дипломанты олимпиад школьников по предметам «математика», «физика», «информатика», «обществознание», «экономика», «история» и «биология» зачисляются вне конкурса на профильные направления подготовки. А дипломанты олимпиад по «русскому языку» приравниваются к получившим 100 баллов на ЕГЭ. Нижегородский госуниверситет имени Н.И. Лобачевского зачисляет без экзаменов всех дипломантов олимпиад школьников по физике, математике, информатике, биологии, химии, экологии, русскому языку и истории, на профильные специальности, а по иностранному языку, литературе, географии и обществознанию приравнивает их к набравшим 100 баллов.

Сегодня тенденцией образования не только в России, но и на мировом уровне является жесткая конкуренция за таланты, отмечает Ольга Каширина: «У нас за него соревнуются вузы и регионы, за рубежом соревнуются страны, расширяя программы привлечения иностранных талантов. Вопрос стоит в привлечении лучших, которые в будущем составят мотивированное ядро студентов. Сегодня по качеству абитуриентов оценивается эффективность вуза, а от показателей активности студентов в учебе, научной работе, инновациях во многом зависит выполнение программ развития вузов. И здесь на первое место выходит не просто потенциал олимпиадников, который огромен, а их нацеленность на результат».

По данным Кашириной, традиционно большинство победителей и призёров олимпиад — математики и физики, «что не может не радовать, особенно в свете усиления внимания к развитию инженерного дела в России». «Эти ребята составляют основу приема инженерно-технических вузов и классических университетов по естественнонаучному направлению», — добавила Ольга Каширина.

Она также рассказала, что в ведущих европейских, американских и азиатских университетах есть понятие «портфолио абитуриента» — послужного списка его образовательных, спортивных и творческих достижений. Диплом олимпиадника составляет важную часть портфолио, особенно если олимпиада проводилась лучшими вузами России. Есть школьники, которые стали дипломантами большого числа олимпиад. «К примеру, Дарья Фахретдинова из Красноярска и Артем Ректов из Новоуральска — 11 олимпиад, Ирина Неволина из Москвы — 10, Станислав Абухович из Москвы и Виктор Чигринский из Рязани — 9. Информация об этих талантливых ребятах размещена на портале "Мир олимпиад"», — рассказала Ольга Каширина.

В заключение она отметила: «Каждая олимпиада — это прыжок, это преодоление себя, страха соревнования, горечи поражений, радости собственных побед и побед своих товарищей».



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале