Патриарх Кирилл - некремлевский человек
Оригинальная версия статьи была опубликована 28 июля на сайте издания Guardian.
Визит главы Русской Православной церкви патриарха Кирилла на Украину вызывает в последнее время очень много споров и разногласий. Очень многие подозревают, что Кирилл выполняет на Украине волю Кремля и что его визит в соседнюю Украину еще больше расколет уже соперничающие между собой украинскую и православную церкви.
Однако, своей основной задачей в качестве патриарха Кирилл ставит улучшение отношений между православными церквями, которые сейчас очень ослаблены из-за постоянных делений и споров. Корни всех происходящих событий уходят глубоко в историю, но споры и конфликты особенно усилились в 90-е гг., когда Советский Союз прекратил свое существование, а вновь образованные государства укрепляли и усиливали свои национальные автокефальные церкви, наделяя их самостоятельной юрисдикцией и даже собственными патриархами.
И с того времени украинские православные разделились на тех, кто остался верен Московскому Патриархату, и тех, кто является сторонником самостоятельной Украинской православной церкви. Кирилл хочет во время своего визита на Украину по возможности предотвратить полный и окончательный раскол этих церквей.
Но в ситуации с Украинской православной церковью отражается еще более масштабная проблема уже всего православного мира: в отношениях Московского Патриархата (который объединяет более 270 миллионов православных) с другими национальными церквами появилась очень большая трещина. Некоторые национальные церкви, например тот же Украинский патриархат, категорически отказываются от любых связей с Русской православной церковью и в то же время не имеют никакого признания за рубежом. Другие ориентируются на колыбель православия - Константинополь - и его Вселенского патриарха, который в православном епископате считается «первым среди равных».
В то же время остальные соглашаются с уже традиционными претензиями Московского Патриархата на главенствующее место среди других православных церквей. Здесь стоит вспомнить о том, что после распада Византийской империи Москва присвоила себе спорный титул «Третьего Рима» - как преемника и наследника Римской империи на западе и Византийской империи на Востоке. Многие современные политологи отмечают, что в постсоветское время Московский Патриархат очень близок с Кремлем и что эта вера в мессианскую роль России для православия может породить стремление Российской Федерации к религиозному и политическому господству.
Но дело-то в том, что сейчас большая часть православных церквей все-таки являются национальными образованиями, которые поддерживаются и поддерживают суверенные государства. В этом состоит их основное отличие от транснациональной Римской католической церкви, во главе которой стоит независимый Папа, чья власть ни коем образом не связана ни с одним светским государством. В ходе сложных исторических процессов получилось, что Вселенским патриархом Константинополя (кстати, сейчас этот город называется Стамбул) может быть только гражданин Турции, постоянно проживающий на территории страны. И это дает Турции уникальную возможность оказывать влияние на церковь со стороны светского государства.
Кирилл настроен восстановить и укрепить наднациональный характер православия, и поэтому он налаживает более тесные связи с другими православными церквами. Уже во время своего первого визита в Константинополь в качестве патриарха он призвал соблюдать общую богословскую традицию, которая связывает все православные церкви. И, что примечательно, Вселенский Патриархат Константинополя он назвал новым Римом, соединяющим все религиозные объединения православного мира.
Как глава крупнейшей православной церкви, Кирилл хочет сохранить особый вклад Московского патриархата «в общее православное послушание в православном мире, которое сейчас начинает терять свои духовные и нравственные ориентиры». И это не просто слова, а лишнее доказательство того, что Кирилл на самом деле хочет объединить всех православных.
Также неверно будет и называть его русским неоимпериалистом в рясе. Как и его предшественник Алексий Второй (при котором Кирилл был митрополитом и отвечал за внешние сношения церкви) русский патриарх улучшает отношения с другими православными церквами. Например, в прошлом году после Югоосетинских событий он выступил против создания самостоятельного патриархата в Южной Осетии, обосновав это тем, что политическая независимость не является причиной для разрыва связи югоосетинской православной церкви с Грузинским Патриархатом. Примечательно, что и Московский, и Грузинский патриархаты выступали против военных действий в регионе. Сегодняшний визит Кирилла на Украину является скорее одним из звеньев в цепи объединения всех православных, чем очередной пророссийской пиар-акцией.
Залогом укрепления общей православной идентичности является отделение церкви от государства. И это еще одна задача, стоящая перед Кириллом. Во время своей интронизации, на которой присутствовали президент и премьер-министр - Медведев и Путин - он нелестно высказался о действиях российского правительства в борьбе с экономическим кризисом, потребовал от президента предпринимать более решительные шаги и жестко раскритиковал власти за нарушение норм добродетели и справедливости.
Более того, совсем недавно Кирилл добился того, что Московский патриархат сможет просматривать предварительные варианты законопроектов, вносимых на утверждение в Государственную Думу. Это позволит церкви не только знакомиться с новыми законопроектами, но и влиять на их дальнейшую судьбу. Ярые сторонники отделения церкви от государства и убежденные атеисты, очевидно, станут противниками такого решения, но в то же время оно сможет изменить на настоящий момент зависимое положение православной церкви по отношению к государству.
Конечно же, ни одна из инициатив Кирилла не может быть оценена однозначно, но по крайней мере, никто не сможет сказать, что он кремлевский духовник. Кириллу 62 года, он относительно молодой патриарх, и он может стоят во главе русской православной церкви не один десяток лет. Вместе со Вселенским патриархом и другими патриархами он будет укреплять православие, защищать его от атеистов, утверждать независимость церкви от государства, при этом не отделяя религию от политики.