44% россиян не читают книг
Интерес к чтению в России неуклонно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. Причины называются разные, но многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяются телевизором и интернетом.
С точки зрения министра культуры Владимира Мединского, в России сейчас сложилась «катастрофическая ситуация с продажами книг, снижением интереса к чтению», так как 35% населения «вообще не читает книги после школы», сообщает «Версия».
По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. При этом 81% опрошенных взрослых людей с теплотой вспоминают о школьных уроках литературы. Правда, сам процесс чтения нравился только 17% опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14%), увлекательные сюжеты романов (12%), конкретные авторы и произведения (11%).
Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов — при среднемировом в 6,5 часа в неделю. С таким количеством часов Россия уже давно не входит даже в десятку самых читающих стран. Успокаивать себя можно только тем, что англичане и американцы читают ещё меньше.
Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. Есть ещё одна глобальная проблема — c каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Если в европейских странах один книжный магазин приходится на пять-шесть тысяч жителей, то в России — на 50-55 тысяч.
За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего в регионах. В связи с этим Владимир Мединский предложил всем федеральным учреждениям культуры внести в госзадание создание полноценных современных книжных магазинов. А чтобы учреждение культуры было заинтересовано в этом, Министерство культуры планирует дотировать их по аренде. Сами книжники восприняли это предложение с энтузиазмом. Ведь когда-то были льготы по аренде на городском уровне, а сейчас книгам приходится конкурировать с любыми другими товарами, от средств гигиены до продуктов. В результате книжные магазины разоряются, закрываются, перепрофилируются.
Некоторые эксперты полагают даже, что цены на книги могут стать ниже, так как поднимаются они, в том числе из-за аренды и высоких издержек. Впрочем, не стоит забывать о том, что на протяжении последних пяти лет наблюдается непрерывный рост отпускных цен на книги, то есть тех цен, в которые ещё не заложена магазинная надбавка. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 году составляла 189 рублей, то в 2012 году она выросла до 255 рублей. Бумажные книги становятся всё более дорогими, а стало быть, и менее доступными для читателя, тем более что молодёжь предпочитает электронный контент, который часто вообще ничего не стоит. Сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80-90% общего числа скачиваний.
«Для того чтобы формировать человека читающего, надо предоставить ему возможность, во-первых, посетить книжный магазин, во-вторых, приобрести ту книгу, которая его интересует. В-третьих, нужно сделать эту книгу доступной. Но книжный магазин как минимум должен существовать. Дело в том, что не везде в нашей стране есть места, где можно купить книгу. За последнее время не только регионы, даже некоторые города Подмосковья остались без книжной розницы», — рассказала директор Торгового дома книги «Москва» Марина Каменева.
Она добавила: «Бытует мнение, что дело книжной торговли — продавать, а не пропагандировать и воспитывать. Мы должны воспитывать у подрастающего поколения интерес к чтению и привычку покупать книги — иначе завтра в острой конкурентной борьбе с другими вариантами проведения досуга останемся без потребителя. Так что любой книжник не только изучает спрос и вкус потребителя, но и, без сомнения, может влиять на него через инструменты ассортиментной политики, мерчандайзинга и внутренней рекламы и, таким образом, одновременно создаёт себе определённого покупателя».
Эксперты обеспокоены тем, что главной функцией книги в наши дни является развлечение. Мужчины если и читают, то боевики, женщины — детективы и любовные романы. По мнению сотрудников Российской государственной библиотеки, после распада Союза и начала рыночных реформ люди нуждались в психологической адаптации, а криминальное чтиво облегчало им привыкание к новой экономической и политической реальности.
Как ни странно, но первым в борьбу за серьёзную литературу вступило телевидение. Одно время на голубых экранах появлялось много телевизионных сериалов, снятых по произведениям классиков.
К примеру, «Идиот» заставил многих зрителей перечитать роман Фёдора Достоевского. Не меньший интерес вызвали экранизации «Мастера и Маргариты», «Доктора Живаго», «В круге первом», «Героя нашего времени», «Братьев Карамазовых». Экранизации существенно влияли и влияют на продажи классики. По признанию продавцов книжных магазинов, интерес к произведениям, которые воплощались на телеэкранах, сразу возрастал.
«Мы видим, как из года в год в России падает интерес к чтению. Над решением этой проблемы в других странах задумались уже давно и ищут пути её разрешения. Сегодня могущество любого государства определяется не природными, а прежде всего интеллектуальными ресурсами. Увы, наше правительство пока не очень заинтересовано в том, чтобы что-то делать в этом направлении. А ведь очевидно, что то же Минобрнауки должно продумать такую школьную программу, чтобы подросткам вновь стало интересно читать», — говорит генеральный директор Московского дома книги Надежда Михайлова.
По оценкам международных исследований PISA-2000, по качеству чтения наши дети 9 и 14 лет заняли 27-е место в списке из 32 стран. В 2003-м эти показатели ещё ухудшились: 33-е из 42. По данным мониторинга PISA за 2009 год, российские школьники по чтению оказались на 42-м месте из 65 стран.
Компьютер постепенно вытесняет книгу и чтение. Но, как говорят специалисты, в условиях глобализации общества прежде всего необходимо усиление гуманитарной составляющей, а не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры и компьютерной грамотности.
Установлено, что эти навыки начинают формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. Но сегодня резко сократилось количество детских садов, охваченных дошкольным образованием, в рамках которого формировались первичные читательские навыки, а в сознании ребёнка образ чтения в любых его формах (слушание, выполнение творческих работ вслед за знакомством с литературным произведением) закреплялся как полезный вид деятельности.
В школьные годы все учащиеся являются в той или иной мере читателями. Это связано с построением образовательных программ, увеличением доли самостоятельной работы школьников. Однако отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. Специалисты отмечают, что уже к 10 годам формируются признаки функциональной неграмотности, которые в дальнейшем приводят к «учебному поражению». Учащиеся старших классов теряют интерес к чтению, но, вместо того чтобы заняться возвращением книг в школу, власти решили разместить на улицах билборды с Пушкиным и Достоевским: наряженные в тренировочные костюмы, они призывали читать книги.
Каждый год разные организации устраивают различные акции, которые должны привлечь молодёжь к литературе. Придумываются разные варианты популяризации чтения — от ящиков для буккроссинга в парках до автоматов по продаже книг прямо на улицах. В 2010 году издательство «Эксмо» совместно с фондом «Народная инициатива» и Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы решили привлечь к пропаганде чтения российских футболистов. В акции «Читайте книги» приняли участие тренер Леонид Слуцкий, члены сборной России по футболу Сергей Семак, Сергей Игнашевич, Андрей Тихонов и другие спортсмены. По всей Москве висели плакаты, на которых спортсмены держали в руках книги. Леонид Слуцкий публично декламировал стихи, а Игнашевич утверждал, что «читать книги так же важно, как читать игру».
В прошлом году прошла ещё одна необычная акция в поддержку чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Союз книготорговцев провели рекламную кампанию под слоганом «В начитанном теле — начитанный дух». Эта акция не осталась незамеченной и вызвала большой резонанс. Главным инструментом был короткий рекламный ролик, где рэпер Fike в гриме, бакенбардах а-ля Пушкин и спортивном костюме читает речёвку, призывая всех «шевелить извилинами». Также героями ролика стали Достоевский, который бил боксёрскую грушу, и Гоголь, закидывающий баскетбольный мяч в кольцо.
В этом году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при участии Российского книжного союза и рекламного агентства SLAVA вновь рекламирует чтение с помощью классиков. На этот раз сюжеты классической литературы в стилистике новостей появились на популярных российских сайтах в рамках акции «Новости от классиков», направленной на повышение интереса к чтению.
Впрочем интерес к чтению падает во всём мире. Недавно стало известно, что 62% жителей Великобритании только делают вид, что увлечённо читают книги классиков, а на самом деле просто носят с собой, чтобы произвести впечатление, будто они умные и начитанные. 42% таких притворщиков узнают о сюжетах классических произведений из фильмов, передач на телевидении или Всемирной паутины.
Британские исследователи также выяснили, что 50% опрошенных ими людей ставят на книжные полки произведения мировых классиков, которых они никогда не читали. А ещё 3% опрошенных признались, что в обложки классических произведений они помещают газетные и журнальные издания. Эта уловка позволяет им казаться настоящими интеллектуалами. В хит-параде авторов, которые помогают англичанам казаться умными и книги которых они никогда не читали, на первом месте стоит Джордж Оруэлл и его роман «1984» (26%). Второе место занимает Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» (18%). Далее идут Джером Сэлинджер с романом «Над пропастью во ржи» (15%) и Эдвард Морган Форстер с «Поездкой в Индию» (12%). Помимо этих авторов англичане «любят» и других писателей, так как они помогают им выглядеть умными и начитанными.
«А вот китайцы читают гораздо больше нас. У них книжные магазины — это такие многоэтажные дворцы с кафе и залами для выступлений. Потому что в Китае есть программа, как сделать так, чтобы огромное население читало», рассказала Надежда Михайлова.
К сожалению, пока прогнозы неутешительные, специалисты считают, что через десятилетие в России книжный бизнес может рухнуть. И пока мы всё ещё не придумали волшебное средство, которое вернуло бы людей к литературе.
По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. При этом 81% опрошенных взрослых людей с теплотой вспоминают о школьных уроках литературы. Правда, сам процесс чтения нравился только 17% опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14%), увлекательные сюжеты романов (12%), конкретные авторы и произведения (11%).
Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов — при среднемировом в 6,5 часа в неделю. С таким количеством часов Россия уже давно не входит даже в десятку самых читающих стран. Успокаивать себя можно только тем, что англичане и американцы читают ещё меньше.
Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. Есть ещё одна глобальная проблема — c каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Если в европейских странах один книжный магазин приходится на пять-шесть тысяч жителей, то в России — на 50-55 тысяч.
За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего в регионах. В связи с этим Владимир Мединский предложил всем федеральным учреждениям культуры внести в госзадание создание полноценных современных книжных магазинов. А чтобы учреждение культуры было заинтересовано в этом, Министерство культуры планирует дотировать их по аренде. Сами книжники восприняли это предложение с энтузиазмом. Ведь когда-то были льготы по аренде на городском уровне, а сейчас книгам приходится конкурировать с любыми другими товарами, от средств гигиены до продуктов. В результате книжные магазины разоряются, закрываются, перепрофилируются.
Некоторые эксперты полагают даже, что цены на книги могут стать ниже, так как поднимаются они, в том числе из-за аренды и высоких издержек. Впрочем, не стоит забывать о том, что на протяжении последних пяти лет наблюдается непрерывный рост отпускных цен на книги, то есть тех цен, в которые ещё не заложена магазинная надбавка. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 году составляла 189 рублей, то в 2012 году она выросла до 255 рублей. Бумажные книги становятся всё более дорогими, а стало быть, и менее доступными для читателя, тем более что молодёжь предпочитает электронный контент, который часто вообще ничего не стоит. Сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80-90% общего числа скачиваний.
«Для того чтобы формировать человека читающего, надо предоставить ему возможность, во-первых, посетить книжный магазин, во-вторых, приобрести ту книгу, которая его интересует. В-третьих, нужно сделать эту книгу доступной. Но книжный магазин как минимум должен существовать. Дело в том, что не везде в нашей стране есть места, где можно купить книгу. За последнее время не только регионы, даже некоторые города Подмосковья остались без книжной розницы», — рассказала директор Торгового дома книги «Москва» Марина Каменева.
Она добавила: «Бытует мнение, что дело книжной торговли — продавать, а не пропагандировать и воспитывать. Мы должны воспитывать у подрастающего поколения интерес к чтению и привычку покупать книги — иначе завтра в острой конкурентной борьбе с другими вариантами проведения досуга останемся без потребителя. Так что любой книжник не только изучает спрос и вкус потребителя, но и, без сомнения, может влиять на него через инструменты ассортиментной политики, мерчандайзинга и внутренней рекламы и, таким образом, одновременно создаёт себе определённого покупателя».
Эксперты обеспокоены тем, что главной функцией книги в наши дни является развлечение. Мужчины если и читают, то боевики, женщины — детективы и любовные романы. По мнению сотрудников Российской государственной библиотеки, после распада Союза и начала рыночных реформ люди нуждались в психологической адаптации, а криминальное чтиво облегчало им привыкание к новой экономической и политической реальности.
Как ни странно, но первым в борьбу за серьёзную литературу вступило телевидение. Одно время на голубых экранах появлялось много телевизионных сериалов, снятых по произведениям классиков.
К примеру, «Идиот» заставил многих зрителей перечитать роман Фёдора Достоевского. Не меньший интерес вызвали экранизации «Мастера и Маргариты», «Доктора Живаго», «В круге первом», «Героя нашего времени», «Братьев Карамазовых». Экранизации существенно влияли и влияют на продажи классики. По признанию продавцов книжных магазинов, интерес к произведениям, которые воплощались на телеэкранах, сразу возрастал.
«Мы видим, как из года в год в России падает интерес к чтению. Над решением этой проблемы в других странах задумались уже давно и ищут пути её разрешения. Сегодня могущество любого государства определяется не природными, а прежде всего интеллектуальными ресурсами. Увы, наше правительство пока не очень заинтересовано в том, чтобы что-то делать в этом направлении. А ведь очевидно, что то же Минобрнауки должно продумать такую школьную программу, чтобы подросткам вновь стало интересно читать», — говорит генеральный директор Московского дома книги Надежда Михайлова.
По оценкам международных исследований PISA-2000, по качеству чтения наши дети 9 и 14 лет заняли 27-е место в списке из 32 стран. В 2003-м эти показатели ещё ухудшились: 33-е из 42. По данным мониторинга PISA за 2009 год, российские школьники по чтению оказались на 42-м месте из 65 стран.
Компьютер постепенно вытесняет книгу и чтение. Но, как говорят специалисты, в условиях глобализации общества прежде всего необходимо усиление гуманитарной составляющей, а не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры и компьютерной грамотности.
Установлено, что эти навыки начинают формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. Но сегодня резко сократилось количество детских садов, охваченных дошкольным образованием, в рамках которого формировались первичные читательские навыки, а в сознании ребёнка образ чтения в любых его формах (слушание, выполнение творческих работ вслед за знакомством с литературным произведением) закреплялся как полезный вид деятельности.
В школьные годы все учащиеся являются в той или иной мере читателями. Это связано с построением образовательных программ, увеличением доли самостоятельной работы школьников. Однако отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. Специалисты отмечают, что уже к 10 годам формируются признаки функциональной неграмотности, которые в дальнейшем приводят к «учебному поражению». Учащиеся старших классов теряют интерес к чтению, но, вместо того чтобы заняться возвращением книг в школу, власти решили разместить на улицах билборды с Пушкиным и Достоевским: наряженные в тренировочные костюмы, они призывали читать книги.
Каждый год разные организации устраивают различные акции, которые должны привлечь молодёжь к литературе. Придумываются разные варианты популяризации чтения — от ящиков для буккроссинга в парках до автоматов по продаже книг прямо на улицах. В 2010 году издательство «Эксмо» совместно с фондом «Народная инициатива» и Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы решили привлечь к пропаганде чтения российских футболистов. В акции «Читайте книги» приняли участие тренер Леонид Слуцкий, члены сборной России по футболу Сергей Семак, Сергей Игнашевич, Андрей Тихонов и другие спортсмены. По всей Москве висели плакаты, на которых спортсмены держали в руках книги. Леонид Слуцкий публично декламировал стихи, а Игнашевич утверждал, что «читать книги так же важно, как читать игру».
В прошлом году прошла ещё одна необычная акция в поддержку чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Союз книготорговцев провели рекламную кампанию под слоганом «В начитанном теле — начитанный дух». Эта акция не осталась незамеченной и вызвала большой резонанс. Главным инструментом был короткий рекламный ролик, где рэпер Fike в гриме, бакенбардах а-ля Пушкин и спортивном костюме читает речёвку, призывая всех «шевелить извилинами». Также героями ролика стали Достоевский, который бил боксёрскую грушу, и Гоголь, закидывающий баскетбольный мяч в кольцо.
В этом году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при участии Российского книжного союза и рекламного агентства SLAVA вновь рекламирует чтение с помощью классиков. На этот раз сюжеты классической литературы в стилистике новостей появились на популярных российских сайтах в рамках акции «Новости от классиков», направленной на повышение интереса к чтению.
Впрочем интерес к чтению падает во всём мире. Недавно стало известно, что 62% жителей Великобритании только делают вид, что увлечённо читают книги классиков, а на самом деле просто носят с собой, чтобы произвести впечатление, будто они умные и начитанные. 42% таких притворщиков узнают о сюжетах классических произведений из фильмов, передач на телевидении или Всемирной паутины.
Британские исследователи также выяснили, что 50% опрошенных ими людей ставят на книжные полки произведения мировых классиков, которых они никогда не читали. А ещё 3% опрошенных признались, что в обложки классических произведений они помещают газетные и журнальные издания. Эта уловка позволяет им казаться настоящими интеллектуалами. В хит-параде авторов, которые помогают англичанам казаться умными и книги которых они никогда не читали, на первом месте стоит Джордж Оруэлл и его роман «1984» (26%). Второе место занимает Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» (18%). Далее идут Джером Сэлинджер с романом «Над пропастью во ржи» (15%) и Эдвард Морган Форстер с «Поездкой в Индию» (12%). Помимо этих авторов англичане «любят» и других писателей, так как они помогают им выглядеть умными и начитанными.
«А вот китайцы читают гораздо больше нас. У них книжные магазины — это такие многоэтажные дворцы с кафе и залами для выступлений. Потому что в Китае есть программа, как сделать так, чтобы огромное население читало», рассказала Надежда Михайлова.
К сожалению, пока прогнозы неутешительные, специалисты считают, что через десятилетие в России книжный бизнес может рухнуть. И пока мы всё ещё не придумали волшебное средство, которое вернуло бы людей к литературе.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале