Читалка математика Алексея Боровских: серия книг Генри Олди и идеологические споры о будущем
профессор Алексей Владиславович Боровских |
Генри Лайон Олди, «Золотой лук»
Генри Олди (псевдоним современных украинских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского – Td) – один из моих любимых авторов, которых я читаю в последнее время. Недавно у него вышла книга – продолжение серии «Золотой лук» – «Все бывает», а первая книга – «Если герой проходит». Главный герой этих произведений – внук Сизифа, который на самом деле оказывается сыном Медузы Горгоны и Нептуна.
Я не знаю, насколько содержание достоверно отражает каноничные мифы, поскольку меня больше интересует то, что написано. Во всех книгах речь идет о человеке, о его отношении к окружающему миру, способности или неспособности что-то совершить. Интересно, когда именно неспособность меняет окружающее: то есть не только человеческая сила, но и слабость может стать важной причиной изменений в мире. Постоянное возникновение подобных ситуаций меня очень привлекает, в отличие от антуража, который я считаю развлекательной добавкой.
У автора также есть замечательный цикл рассказов «Песни Петера Сьлядека», лютниста, который путешествовал по миру, попадая в разные интересные истории. Поскольку герой музыкант, он находится в пассивной позиции: например, не может драться мечом или топором. Его постоянно хотят убить, но судьба милует его, он чутко и внимательно относится к окружающему миру и все замечает. Этот цикл рассказов я перечитывал с удовольствием несколько раз.
Генри Лайон Олди, «Карп и Дракон»
События этой книги происходят в японском антураже. Сюжет опять перекликается с мифом: в японском фольклоре существует представление о Чистой земле. Смысл в том, что, если произойдет убийство, убитый перейдет жить в тело злоумышленника, а душа последнего отправится в ад. Мир со временем привыкает к новым правилам, переселения из тела в тело отслеживает специальная служба «Карп и Дракон», в которую попадает главный герой. В его семье умирает тяжело больная бабушка, выпившая из рук отца неправильное лекарство, из-за чего переселяется в тело главы семьи. Сама бабушка была дочерью известного самурая, выдающегося учителя. В Японии учителя создают свои школы, которые передаются по наследству только по мужской линии, поэтому героиня хоть и не унаследовала школу, но блестяще владеет всем.
Служба «Карп и Дракон» занимается не только контролем этих процессов, но и ситуациями, когда не очень понятно, почему произошел трагический случай. Текст насыщен интригами. Драматургия произведения строится вокруг необычных, непривычных и непонятных ситуаций, с которыми сталкивается герой. Сам же он наблюдателен и отзывчив, умеет понимать людей.
На мой взгляд, любой фантаст пишет о сегодняшнем дне, и в моей жизни были интересные пересечения с творчеством Олди. На день рождения друзья подарили мне его «Нопэрапон, или По образу и подобию» (тоже в японском антураже): в книге описывается театр кабуки, в котором люди играют в масках. Герой произведения примерял разные маски, пока не обрел собственное лицо. В это время я как раз искал свое направление: будучи профессиональным математиком, я защитил кандидатскую диссертацию, но это была задача, поставленная шефом, поэтому мне было важно найти собственное место. В конце концов нашел, написал докторскую диссертацию.
Цикл повестей «Петер Сьлядек» тоже рифмовался с событиями моей жизни. На мою судьбу влияли «великие мира сего», а я как бы бездействовал, просто присутствовал. Вдруг я понял, что в критической ситуации одно маленькое, но точное действие может все изменить, повернуть в другую сторону. Сюжет этой книги поднимает очень серьезный вопрос о том, нужно ли все время стараться, бежать куда-то – или же стоит остановиться, подумать и понять, когда именно предпринять это маленькое точное действие, которое полностью поменяет ситуацию.
Генри Лайон Олди, «Бездна Голодных глаз»
«Бездна голодных глаз» – это сильная метафора, но она не всегда прочитывается. Книга представляет собой цикл повестей, часть из которых посвящена размышлениям о смысле театра и его функциях в обществе, часть – вечному и неизменному в нашей жизни и одновременно тому, что все постоянно меняется. Книга написана в восточном антураже, сирийском. Повествуется о некоем клане вечных, которые, по легенде, подписали договор с дьяволом и в обмен на душу получили вечную жизнь и молодость. Однако и бесконечной жизнью можно пресытиться – им многое наскучило. Они стали выступать на аренах, притворяясь, что убивают друг друга, после чего оживали. Был и другой клан, который следил за вечными, чтобы они не сделали чего-нибудь страшного. Обычных людей, чтобы они не гнались за бесконечной жизнью, приучили, что смерть – большое благо, что они превосходят вечных тем, что у них есть право умереть. Некоторые даже стремились к реализации этого права. Однако во всяком правиле есть исключения: находится девушка, которая не хочет стремиться к смерти, и возникает интересный этический вопрос, в котором участвуют и бессмертные, интрига закручивается.
Отношение между вечным, неизменным и меняющимся было актуальным для меня, поскольку именно в то время я работал над диссертацией. С одной стороны, ты находишься в математическом мире, где властвуют вечные истины, с другой – постоянно должен менять позицию, потому что нельзя достичь чего-либо, идя по одному и тому же пути. Нужно видеть сразу все, но тем не менее делать что-то одно. Это очень мне откликнулось, поскольку вскоре я стал работать на факультете педагогического образования. Это было 15 лет назад, педагогика тогда была в страшном состоянии. Вопрос о том, что мы можем изменить, а что – нет, был для нас очень серьезным. Со временем мы увидели, что наша деятельность приносит результаты.
Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»
Эту книгу я читал давно, но перечитал вновь, когда был в Казани на «Зилантконе», конвенте ролевых игр. Само движение возникло в 90-е годы и сыграло прогрессивную роль в том смысле, что молодежь не стала увлекаться бандитизмом. Для кого-то игры были просто интересным занятием, для кого-то – социальным исследованием, потому что разыгрывались литературные и исторические сюжеты. Люди, которые серьезно этим интересовались, задавались вопросами: почему тот или иной исторический персонаж в определенных условиях поступил так, как поступил, и почему бы не попробовать по-другому? Когда игры становятся серьезным профессиональным увлечением, люди ставят интересные эксперименты.
Я сам не ролевик, но по своему педагогическому профилю интересуюсь применением игровых технологий в образовании. Мы с коллегой хотим сделать игру для студентов-физиков на профессиональное самоопределение. На физфак, биофак или матфак идут в основном потому, что есть интерес к школьным дисциплинам. К сожалению, мало кто понимает, что они практически не имеют никакого отношения к профессиональной деятельности. Профессиональная математика решает задачи, которые не имеют решения (это отсылка к произведению братьев Стругацких, в котором был герой, считавший, что решать задачи без решения – бессмысленно).
Когда абитуриент поступает, например, на физический факультет, он сталкивается с разными сложностями: они могут быть чисто адаптационными или связанными с освоением программ, но в центре всего – сложность понимания того, зачем ты здесь и чего хочешь.
Итак, на «Зилантконе» были паузы, когда интересующие меня мероприятия не проводились. Были концерты, мечевые и шпажные бои, но я слонялся без дела. Мне попался на глаза книжный шкафчик, в котором я нашел «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова и перечитал его. Потрясающее чувство, когда во взрослом возрасте перечитываешь книги, которые читал в детстве, очень меняется впечатление. Раньше я читал и видел в этом произведении картину будущего, а сейчас понимаю, что это жалобное нытье и проповедь того, как надо жить. Книга изобилует нравоучениями и объяснениями, такие полулекции-полупроповеди.
профессор Алексей Владиславович Боровских |
Утверждается, например, что красота естественна. С одной стороны, это так и есть, но с другой... Мы привыкли «оестествествлять» то, что создано искусственно. Есть такой простой принцип, что человек воспринимает естественным все, что появилось до его сознательной жизни. Так поколение Z считает компьютер чем-то обычным. Он просто есть, а то, что его когда-то не было, кажется невообразимым – так устроена человеческая психика. Наш мир на самом деле настолько искусственный, что если вычеркнуть все искусственное, то ничего не останется. Мы даже не можем вообразить, что такое естественное существование, поэтому говорить о естественности красоты очень опрометчиво. Сейчас все искусственно. Например, человек принимает пищу – это естественный процесс, но сама еда (даже овощи и мясо) – результат столетней или даже тысячелетней селекции.
Иван Ефремов много пишет о женской красоте, но женщина, как и мужчина, – продукт цивилизации, и потому оправдывать их привлекательность естественными причинами абсолютно бессмысленно.
В общем, понимаешь: то, что сейчас пишут в прожективном плане, настолько убого по сравнению с реальным будущим, что лучше не позориться. Вспомнил еще одну книгу 50-х годов в жанре фантастики. Действие происходит в космосе: случается авария с кораблем, команда занимается починкой, и кто-то идет менять электронные лампы в бортовом компьютере. В 60-е годы вместо электронных ламп уже использовались микросхемы, поэтому эти фантазии о будущем не имеют смысла. Фантастика как жанр имеет смысл, когда вымышленные события являются антуражем, а в самом повествовании речь идет о действительном, которое в итоге оказывается вечным. Всякие же размышления о том, как изменится наша жизнь в будущем, оказываются неуместными. Фантастика прекрасна, когда она про настоящее. Антураж будущего – это средство абстрагирования: как только мы уносимся в фантастическое, у нас «отваливается» рутинное восприятие, и остается суть.
Подготовили Александра Егорова, Николай Иванов и Полина Угарова