Сказка «Красная шапочка» помогла разобраться в истории человечества

Учёные проследили историю возникновения сказки «Красная Шапочка» на две тысячи лет назад. Они верят, что поиск корней других народных сказок может показать, как люди мигрировали на протяжении веков.
Детские сказки — один из самых сложных и малоизученных видов литературного творчества (хотя литературным это творчество называть не очень правильно, поскольку во все века сказки передавались устно и далеко не всегда их версии попадали на бумагу), эволюционируют они точно так же, как эволюционировал человек, по тем же законам, по которым эволюционировала вся флора и фауна Земли.

Имея в виду это обстоятельство, британский антрополог Джамшид Терани из Даремского университета попробовал эволюционными методами проследить связь между сказкой о Красной Шапочке и другой сказкой, которая у нас известна как «Волк и семеро козлят», сообщает Газета.ru. В результате его анализ разрушил все существующие представления об этой связи: согласно доктору Терани, история о Красной Шапочке появилась в Средневековье, а сюжет о волке с его семёркой козлят родился в другом месте, по другому поводу и на тысячу лет раньше — примерно в первом веке нашей эры.

О том, как это было выяснено, Терани рассказал в статье, опубликованной в последнем выпуске журнала PLOS ONE.

Как известно, история о девочке, которая пошла в лес, чтобы отнести бабушке пирожки, и была съедена волком, а потом чудесным образом вместе с бабушкой спасена, была опубликована братьями Гримм в 1812-1814 годах, а ещё раньше, в XVII веке, и в несколько другой версии её рассказал Шарль Перро. Однако различные варианты этой истории уходят в куда более глубокую древность.

Происхождение сказок есть предмет отдельного научного направления, и в этом направлении сказкам, словно звёздам, присваиваются свои каталогизированные имена. «Красная Шапочка» там известна под индексом ATU 333, а «Волк и семеро козлят» — ATU 123. То есть филологи занимались этим предметом основательно и вдумчиво и пришли в результате к выводу, что обе сказки находятся в близком родстве и перебрались к нам из Китая, по Шёлковому пути.



Сказки рассказывают детям, у взрослых они совсем другие. Иначе говоря, детские сказки передаются из поколения в поколение, приспосабливаясь к конкретным условиям и конкретным культурным традициям, поэтому их эволюция идет по тем же законам, что и эволюция живых организмов. Доктор Терани по этой причине воспользовался так называемым филогенетическим анализом, который используют для выяснения связей между живыми организмами, проанализировал 58 вариантов «Красной Шапочки», известных в Европе, Африке и Китае, выявил 72 переменных, таких как пол главного героя, общее количество героев, вид преступника (волк, тигр или ещё кто-то) и способ обмана, благодаря которому жертву съедают или пытаются съесть, но не получается.

Доктор Терани умудрился составить генеалогическое древо двух сказок, и это древо ни на что не похоже. Получается, что «Красная Шапочка» пришла по Шёлковому пути не из Китая, а, наоборот, в Китай. Ну а что касается Африки, то ученый выяснил, что она родилась именно там, да причём дважды.

«Африканские сказки произошли сначала из сказки про волка и козлят, но со временем к ним добавилась история про Красную Шапочку, после чего та же самая «Красная Шапочка» пришла в Африку из Европы», — говорит Терани.

Что до китайской версии «Красной Шапочки», то она, согласно Терани, возникла там одновременно со сказкой Шарля Перро — её написал тамошний поэт Хуан Джин. Даремский антрополог доказывает, что обе эти версии имеют европейское происхождение.

По его мнению, применение данного метода наглядно демонстрирует, как люди мигрировали на протяжении всей истории.

Сейчас доктор Джамшид Терани намерен проверить происхождение других детских сказок.


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале