Артельные встречи: мир тесен для широких возможностей
- Итак, кто я? Меня зовут Лидия, мне 25, — начала энергичная молодая девушка.
Лидия рассказывает, что окончила строительный институт, работает по профессии — архитектором («Если вам нужно что-то спроектировать — you're welcome!»). Увлекается путешествиями, ходила в школу барменов: «Только практиковаться в заведениях у меня не получалось, график не совпадал…. Но есть куча всякого оборудования — так что зовите меня, и ваша вечеринка будет однозначно круче!».
- Это как раз ответ на второй вопрос — чем я могу быть полезен, — поясняет залу ведущая Юлия.
- А какой третий, напомнишь? — спохватывается Лидия.
- Чего хочешь и что тебе для этого нужно.
- Я хочу создать кулинарный видеоблог и стать активным волонтёром. В связи с этим хочу познакомиться с людьми, которые в этом разбираются и подскажут, с чего начать!
Спустя час мы с Лидой обменялись контактами: я рассказала ей про свой опыт волонтёрства, а она мне — про тонкости путешествий автостопом.
Юлия Веденина сразу решила использовать современный способ коммуникаций: «Я просто подумала: "Странно, у меня в "друзьях" в соцсетях суммарно около 2000 человек, а что я о них знаю вообще?" И сама себе ответила: "Ничего". Мне было понятно, что соцсети работают как инструмент коммуникаций, но не совсем так, как мы думаем. Возможно, что мы с человеком, знакомство с которым откроет возможности мечты, молча подписаны друг на друга уже пять лет, но почему-то ни разу не разговаривали ни о чём действительно важном».
Это, кстати, один из вызовов современности: как утверждают ученые из Массачусетского технологического института, онлайн-коммуникация разрушает способности говорить друг с другом в реальной жизни. Проще говоря, люди разучились общаться. Но еще раньше – разучились просить, что подтверждают многочисленные обсуждения в рубриках «психология отношений». Почему так? Популярное мнение – гордость и эгоизм. Психологи считают, что в современной России это отголоски советского воспитания: просить значит унижаться, показать себя беспомощным, сильный человек и сам справится. Поэтому люди охотней дают советы, даже когда их не просят: всегда приятно оказаться в роли эксперта или наставника.
Сам принцип «артельных встреч» снимает подобные психологические затруднения. В их основе бартерный обмен: ты мне – я тебе, отдай – получи.
Юлия старается проводить артельные встречи каждый месяц. Постепенно о них узнали и стали приглашать устраивать «внеплановые» встречи — на творческом фестивале или в офисе. Люди, говорит Юлия, находят друг друга гораздо чаще, чем можно предположить: «Когда я провожу встречи, не могу понять, как одновременно в зале могут собраться 10-20-30 человек, среди которых:
- заскучавший на госканале видеомонтажер и продюсер инди-проекта на Youtube, который ищет людей в команду;
- организатор эко-фестивалей и владелец 24-х гектаров земли в Тверской области, как раз подходящей для этого;
- фанатка велосипедного спорта, которая хочет побыть волонтером на крупном мероприятии, и сотрудница Департамента транспорта, занимающаяся организацией велопарада (где, конечно же, всегда нужны волонтеры)».
Но главное, считает Юлия, «артель» продолжает помогать уже после самой встречи: «Люди находят тех, кто им нужен, среди знакомых знакомых других участников: преподавателя по скрипке, собеседника, с которым можно обсудить нюансы произношения в сербском языке или редактора, который вычитает резюме. И потом уже практически невозможно отследить, с кого все началось и кто кого нашел первым».